СЕТЕВАЯ ЛИХОРАДКА

В прошлом году мы уже писали о социальных сетях как новом тренде в Интернет-пространстве. Именно социальные сети могут стать (и становятся) подспорьем в борьбе с одиночеством и отчуждением, о котором мы говорили в прошлом номере. Как обычно, технологии ставят новую социальную проблему — и сами же ее и решают: электронные технологии коммуникации сужают сферу живого человеческого общения, однако взамен предлагают некие суррогаты. Но сегодня речь пойдет не только об общении, но и о том, как вам заработать побольше денег.

Удивительная популярность проектов типа "Одноклассники.ру" основывается на специфике современного общества. Мы знаем всё большее число людей, но всё более поверхностно. Наши деды и прадеды имели ограниченный круг общения: соседи, сослуживцы, пара старых друзей. Даже у тех, кто в жизни повидал многое и многих, со временем контакты терялись. Современные технологии позволяют сохранять связь с тысячами людей: мобильный телефон, электронная почта, сайты социальных сетей. Но что мы знаем, что мы помним об этих тысячах? Лицо, имя, ситуации встреч? В наших мобильных телефонах, в адресных книгах почтовых программ хранятся сотни номеров и адресов. Скольких из этих людей мы знаем хотя бы так близко, чтобы при встрече спросить что-нибудь более осмысленное, чем «как дела?»? Скольких из этих людей мы знаем хотя бы так близко, чтобы пожелать на день рождения что-нибудь сверх стандартного «счастья-здоровья»?

Наука дает ответ на вопрос «сколько», и этот ответ — 150. Именно столько людей человеческая психика способна воспринимать как «своих», «близких». В это число входят родные, друзья, близкие коллеги и т.д. А что же остальные? Они остаются за пределами «ближнего круга», который не резиновый — впустив туда кого-то нового, мы неизбежно отдалим кого-то старого, независимо от нашего желания.

Но нам же хочется поддерживать контакты с тысячей одноклассников, одногруппников, армейских сослуживцев, бывших коллег по всем работам, которые мы поменяли, и прочих реально малознакомых людей! (Даже действительно близкие бывшие одноклассники через 20 лет становятся малознакомыми.) Зачем же оно нам нужно? Это еще одно свойство нашей психики — быть в центре внимания, в центре событий, быть известным (подробное рассмотрение этого феномена выходит за рамки журнала). Раз хочется — получите "Одноклассники.ру" и прочие подобные им социальные сети. Лицо и минимум информации — и вот мы уже вроде бы знакомы. («Мы, кажется, встречались где-то. — Наверняка…») К знакомым прибавляются их знакомые, и вот уже снежный ком растет. Ура, мы на коне! Нас знают тысячи людей, и мы их вроде бы знаем (понятно, что они знают нас примерно так же, как мы знаем их — т.е., по сути, никак).

Однако такое «общение» скоро наскучивает — говорить-то не о чем. Вот если бы социальная сеть была по интересам, тогда очертился бы круг тем, интересный именно этой группе. И новости, непонятные и неважные для людей внешних, а потому нас с вами объединяющие. И вот уже получается что-то среднее между социальной сетью и тематическим порталом. И вот здесь уже пахнет деньгами. Ведь с каждой группой по интересам связаны товары и услуги, которые покупают именно эти люди. Их реклама в таком месте будет неизмеримо более эффективной.

Чувствуете запах денег? Все на строительство социальных сетей нового поколения!

Интернет-бизнес хорош тем, что для его запуска, в общем-то, много денег не нужно. В случае популярности, а значит — удачи деньги сами вас найдут. Бум дот-комов на перекрестке веков не отбил у тысяч людей охоту попробовать — поскольку на Земле не осталось белых пятен, а освоение космического пространства затормозилось, первопроходцы устремились в пространство виртуальное. Как обычно, выигрывают те, кто первым нашел золотую жилу. Пару лет назад последним писком Интернет-моды были блоги — сейчас они уже выдыхаются. Скорость, с которой разноязыкое и разношерстное сообщество пользователей Интернет перерабатывает и усваивает новые идеи, очень высока, — любой идеи хватает на пару лет. Однако если вы будете первыми, на вашу долю хватит.

И пусть вас не смущает, что во время любой «золотой лихорадки» больше всех зарабатывают не золотоискатели, а те, кто продает им лопаты. В нашем случае — Интернет сервис-провайдеры, поставщики оборудования и т.д. Но ведь у них и инвестиции неизмеримо больше. Заработать денег исключительно своими мозгами — что может быть почетнее? Удачи вам!

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №7/08)