В ПОГОНЕ ЗА ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Одним из странных последствий информационной революции, которое, на первый взгляд, неочевидно (хотя знаменитый футуролог Элвин Тоффлер предсказал это еще на заре компьютерной эры, в 1970 году), стало появление индустрии впечатлений. Сегодня в развитых странах всевозможные товары массового потребления постоянно дешевеют, также более доступными и дешевыми становятся разнообразные услуги. В результате бизнес, естественно, стремящийся сохранить свои прибыли, начинает все больше продавать неосязаемые вещи. Это легко проиллюстрировать на примере чашки кофе. Кофейные зерна (сырье) из расчета на чашку кофе стоят пару центов, а обжаренные и смолотые (готовый товар) — уже 10-20 центов. Чашка кофе в бумажном стаканчике (товар превратился в услугу) будет стоить уже до $1, а в шикарном ресторане — до $5. Однако кофейня на центральной площади старого европейского города, с видом на местные достопримечательности и живописные туристические толпы, обойдется чуть ли не в $10-15. Таким образом, копеечное сырье превращается в дешевый товар, затем в недорогую услугу и, наконец, в дорогое впечатление, за которое потребитель готов платить деньги и на котором компания зарабатывает существенно больше, чем на сырье, товаре и услуге, вместе взятых. Такое соотношение добавленной стоимости приводит к картине занятости, наблюдаемой нынче, например, в США: 3% занято в сельском хозяйстве (и умудряются кормить всю страну), 17% — в промышленности, и 80% — в сфере услуг. Экономисты пока не посчитали, сколько из 80% занято действительно услугами, а сколько — производством неосязаемых впечатлений, однако, видимо, всё больше и больше. Целые отрасли делают ставку на впечатления и предлагают их «в нагрузку» к товарам и услугам: туристическая и ресторанная индустрия, спортивный и музыкальный бизнес, масс-медиа и даже индустрия образования.

При чем тут информационная революция? Очень даже при чем. Ведь именно благодаря компьютерам и автоматизации снизилась себестоимость производства товаров, и они стали доступнее. А сейчас автоматизация — с тем же эффектом — пришла в сферу услуг (помните, мы писали об этом в мае?), в банки и страховые компании, модные ателье и розничную торговлю, в пассажирские перевозки и куда только возможно. И если исчезновением товарного дефицита мы как жители постсоветской страны обязаны локальным рыночным реформам, то рост сферы услуг — уже всемирная тенденция. Хотя у нас порой рост цен опережает доходы населения, любые наши локальные тенденции носят временный характер, и мы почувствуем на себе рано или поздно действие тенденций глобальных. Что же касается состоятельных слоев населения, то они готовы платить за впечатления уже сейчас — подтверждением тому является переполненность «концептуальных» ресторанов, драйвовых клубов, востребованность экстремальных видов спорта, фитнесс-центров, боулингов и даже саун.

И здесь возникает определенная возможность для тех, кто близок по духу миру информационных технологий и потому читает наш журнал. Значительная часть новых впечатлений, которые будут предлагаться в продажу в ближайшие годы, будет сгенерирована с помощью ИТ. Каким образом? Во-первых, через виртуальную реальность (или, лучше сказать во множественном числе, виртуальные реальности — мы уже писали про «вторую жизнь»). Во-вторых, ключевое слово сегодняшней экономики — персонализация, и мы это уже тоже обсуждали. Кстати, недавно мы говорили о «закате информационных технологий» — так вот, всевозможные приложения для персонализации товаров и услуг являются одной из тех богатых ниш, куда в ближайшие годы уйдут силы разработчиков. Вполне возможно даже, что именно этот класс приложений вдохнет новую жизнь в ИТ в целом (сегодняшние CRM-системы — это только первая ласточка). В-третьих, есть и другое ключевое слово — диалог. Для диалога с потребителем нужен второй человек, и это мешает удешевить услугу. Можно посадить на другом конце провода (или поставить за прилавок) компьютер, однако потребитель будет разочарован его «тупостью». Значит, будет расти еще один класс приложений — интерфейсных приложений, приложений-собеседников (наверняка пригодятся разработки в области искусственного интеллекта, заброшенные в архивы в 70-х годах). В-четвертых, появятся новые, неоткрытые сегодня возможности — к этому разработчиков будет подталкивать описанный нами «закат ИТ». Таким образом, где бы вы ни работали и чем бы ни занимались, вы можете поставить себе на службу эти новые тенденции — персонализацию, стремление к диалогу, потребность во впечатлениях, расширение границ реальности.

Особую гордость будут испытывать те из наших читателей, кому удастся разработать и предложить впечатления не на наш скромный и слаборазвитый рынок, а богатым и пресыщенным покупателям развитых стран. Там есть где развернуться. Не зря украинские «Казаки» имели фантастический успех в мире — а ведь это индустрия впечатлений в чистом неразбавленном виде.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №10/07)