БАЛЛАДА О ПАУЧКАХ

Я уже 15 лет занимаюсь выставочным бизнесом, и не устаю удивляться одной простой, в сущности, вещи. Британские психологи как-то провели масштабное исследование на различных выставках в различных странах и обнаружили: среди посетителей выставок соотношение оптимистов и пессимистов составляет 80:20. Фантастический факт, если принять во внимание, что в обществе в целом их примерно поровну. Объяснение такого перекоса основывается на разном мировосприятии: оптимист воспринимает мир как поток возможностей, которые нужно использовать, а пессимист смотрит на то же самое как на поток проблем, с которыми необходимо справиться. Соответственно, именно «оптимисты», как правило, более открыты к новой информации: это они читают журналы, ходят на выставки и конференции, становятся членами клубов и профессиональных сообществ, и так далее.

Современный мир переполнен информацией и общением. Ежедневно каждый из нас получает через газеты и ТВ, Интернет и разговоры с друзьями-коллегами примерно столько информации, сколько человек предыдущих эпох, наверное, получал за несколько месяцев (хотя, понятно, большая часть этой информации фильтруется).

Не менее, чем информацией, наш день наполнен общением. На различные его формы у нас уходит в целом, пожалуй, часов 8-10 в день — раза в четыре больше, чем у наших предков. Сюда входит и «пассивное общение» с ведущими телепередач, и случайное общение с соседями, и целенаправленное общение с друзьями и подругами, и (эпитет подберите сами) общение с начальником на работе.

И вот тут оказывается, что общение распределено в нашем мире крайне неравномерно. И дело не только в том, что есть задумчивые флегматики и импульсивные холерики (или, по другой классификации, погруженные в свой мир интраверты и открытые наружу экстраверты). И даже не в том, что кто-то живет в маленьком городке, а кто-то в мегаполисе. И даже не в профессиональных различиях — ночной сторож встречает за сутки человек пять, а кассир в супермаркете — пятьсот. Всё упомянутое — правда, но это не вся правда.

Если не рассматривать случайное и пассивное общение, а принять во внимание только сознательное и целенаправленное, обнаружится, что нас всех связывают сложно устроенные социальные сети. Они основаны на работе, хобби, дружбе, родстве и множестве других причин, но это не важно. Важно, что места, занимаемые нами в этих сетях, существенно различаются. Если вообразить такую сеть мысленно, мы увидим, что некоторые узлы сети (конкретные люди) имеют в 100 (!) раз больше связей, чем некоторые другие.

Кто эти удивительные люди? Это вовсе не звезды эстрады и спорта, как можно было бы подумать, — да, их знают многие, но знают ли они многих? Это мастера общения, — люди, которые общаются больше других, лучше других, интенсивнее других. Они знают всех, и все знают их. Вы наверняка легко вспомните парочку таких среди ваших коллег или знакомых. Это они являются разносчиками пустых слухов и важнейшей информации. Это о них мечтают маркетологи и политологи. Это им нужно рассказать то, что вы хотите сделать достоянием всего города. Это они ходят на выставки. Это они знают всё про всех — и не только знают, но и охотно расскажут, и познакомят вас лично. Это не сплетники, это паучки-мастера социальных сетей, искусно плетущие то, что не дает этому миру развалиться на куски под грузом собственной сложности. Таких людей Малкольм Гладуэлл в своей книге «Переломный момент» назвал Объединителями.

Две черты объединяют этих людей, несмотря на все различия. Они много знают (и поэтому с ними интересно). И они любят людей (и поэтому с ними хорошо). Люди для Объединителя — интересны и симпатичны.

Это удивительное свойство — любить людей — становится особенно важным в эпоху Интернета и мобильной связи. Как технологии изменили общение? Произошли три важных вещи: исчезло расстояние (мир стал «глобальной деревней», стало проще простого позвонить другу в Нью-Йорк через Skype); сжалось время (достаточно одной секунды, чтобы набрать номер, и 10 секунд для SMS); экспоненциально выросла плотность социальных сетей (представьте, как изменилась плотность общения, когда электронная почта была у 1% населения, и когда она есть у 10%). Вот когда Объединители смогли развернуться по-настоящему! Их адресные книжки переполнены — причем, что важно, переполнены людьми из разных социальных групп (иначе не будет сети и не будет связности нашего мира).

Есть теория «восьмой степени», согласно которой любые два произвольно взятых человека (например, президент США и абориген Берега Слоновой Кости, или вы и Майкл Джексон) связаны друг с другом не более чем через семь других людей (т.е. между ними восемь шагов). Немалую роль в такой связности играют Объединители. Оставляю вам самим подумать о том, как связность мира изменилась благодаря электронным коммуникациям.

Однако социальные сети были бы мертвы без контента. На этом основана парадигма, называемая «Web 2.0». Это — сфера влияния других людей, которых, вслед за Гладуэллом, мы назовем Знатоками. Но об этом в другой раз.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №7/07)