КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ

Когда-то в школе нас учили: каждое крупное состояние начинается с большого преступления. Возможно, часто дело так и обстоит в период первоначального накопления капитала (будь то в XIX веке в США или же на наших глазах в постсоветской Украине). Однако период первоначального накопления капитала закончился практически по всему земному шару, и в нашей стране в том числе. Поэтому источником нового большого состояния (не забудем, что на дворе постиндустриальная эпоха, когда основная ценность заключена в таланте и знаниях) может стать только одно: новая большая идея, удачная попытка первым «поймать тему». Сегодня я хочу подарить вам такую «тему», и рассчитываю, что кто-то из вас в ближайшие годы станет на этой «теме» миллионером.

Традиционные электронные средства массовой информации (радио и телевидение) отличаются тем, что создание и передача контента достаточно дороги и поэтому доступны крайне немногим. (Под контентом мы понимаем все, что угодно: новости, аналитику, развлечения — любую пищу «для ума и сердца», т.е. для нашего интеллектуального и эмоционального мира.) Поэтому и появляются «медиа-магнаты», способные транслировать слово, которое слушают миллионы. С другой стороны, постиндустриальные тенденции, о которых мы говорили в ноябрьском номере, приводят к падению аудитории телеканалов, рассчитанных на массового потребителя. На профессиональном жаргоне это называется «демассификацией масс-медиа». Параллельно появляются «немассовые масс-медиа», рассчитанные на узкие профессиональные, социальные и прочие группы по интересам. Вспомните фильм «Теория заговора», где главный герой выпускал журнал тиражом пять экземпляров!

Интернет взорвал ситуацию со СМИ. Теперь создание контента и его распространение стали неизмеримо дешевле, доступны практически каждому. Появились сотни тысяч сайтов. Конечно, среднее качество контента при этом резко упало, и кое-кто даже назвал Интернет «величайшим мусорником всех времен». Однако в этой огромной куче есть тысячи настоящих жемчужин — сайтов, которые любит, ценит и посещает множество людей, потому что находит там пищу «уму и сердцу».

Следующим актом этой драмы стало появление блогов. Прорыв лежал не в технологической, а скорее в психологической области: тысячи людей стали писать заметки о вещах, которые они считали важными и интересными, и сотни тысяч обнаружили, что читать эти заметки намного интереснее (и полезнее), чем смотреть одну и ту же телевизионную жвачку.

Однако блоги — не последний акт в развертывающейся на наших глазах драме. Ведь технологическая революция еще не завершилась. Кстати, многие блоггеры стали известными и авторитетными, однако никто из них не стал миллионером. А это важный признак: на крутых поворотах экономической, технологической и социальной жизни кто-то обязательно круто зарабатывает. Значит, нужно искать следующий поворот — чтобы предвидеть и, мастерски вписавшись в него, прийти первым.

Что же дальше? Увеличение пропускной способности каналов доступа в Интернет позволяет свободно передавать видео. С другой стороны, телевидение также приближается к Интернету — появляются технологии семейства Triple Play, позволяющие передавать и данные, и видео. На наших глазах в ближайшие годы будет происходить конвергенция Интернета и телевидения. К чему это приведет? Вместо 20-50-300 каналов телевидения возникнут десятки тысяч каналов, точно так же, как на наших глазах возник миллион сайтов. Каждый такой канал будет рассчитан на свою, сравнительно узкую аудиторию — как сегодняшние блоги. Кстати, каналы будут интерактивными — не только новости и однонаправленные развлечения по типу «сиди и смотри», но и ролевые игры, интерактивные фильмы с динамическим сюжетом и неведомо что еще.

Каждый такой канал будет отчаянно нуждаться в классном контенте, чтобы выделиться, завоевать аудиторию, привлечь рекламодателя. Создание цифрового контента уже сегодня доступно практически каждому — цифровые видеокамеры дешевеют, а программы видеомонтажа и спецэффектов могут работать почти что на обычном компьютере. Как сегодняшние телеканалы не могут сами создать достаточное количество и качество контента и нуждаются в продакшн-студиях, так и здесь, но уже в неизмеримо больших масштабах, возникнет огромный (мировой!) рынок цифрового контента. Заработать на нем деньги сможет практически каждый (как и в случае с веб-сайтами, среднее качество контента упадет — впрочем, и сегодня телеканалы нас не особо радуют). Но кто-то, несомненно, станет миллионером. Пусть это будете вы.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №2/07)