КОМАНДА

В ноябрьской колонке прошлого года мы писали о героях нашего времени — людях, которые создают новое: новые знания, бренды, культурные события и всё другое, чем богата современная жизнь. К сожалению, этот первый пилотный номер Hi-Tech PRO не попал в руки подписчиков — самой большой и самой преданной аудитории журнала — и сразу стал библиографической редкостью. Поэтому, по просьбе редакторов, мы напомним некоторые тезисы той статьи, прежде чем развивать тему дальше.

Мы писали о том, что образованный и энергичный современный человек не хочет быть частью гигантской индустриальной машины — именно такой машиной являлись до недавнего времени экономики США, Европы, СССР. Таковы же, в основном, и сегодняшние украинская и российская экономики. Но современный человек знает цену своему труду, хочет творить, чувствовать свою индивидуальность, значимость и незаменимость.

Крах СССР во многом был вызван тем, что пришла новая эпоха — эпоха интеллектуального труда, к которой советская экономика «дешевого работника» не была готова. Упустив шанс «оттепели» 60-х, советская экономика не выдержала конкуренции с передовыми странами, переходящими к постиндустри¬альному укладу, когда новые технологии делают основной ценностью интеллектуальный труд, а основным активом — людей. Ведь «дешевый работник» конвейерного производства недостаточно обучен, слабо мотивирован и не привык к творчеству. В новой экономике на первый план выдвигаются не физический труд и материальные ресурсы, а знания, технологии, информация и культурные ценности, — а значит, и их носители — люди. Работник новой эпохи знает цену себе и своим знаниям, совершенствует их и своим трудом создает большую добавленную стоимость.

Однако работник, пусть даже самый талантливый, в одиночку не в состоянии ничего сделать. Постиндустриальная эпоха вновь возвращает ценность личному клейму мастера, которое ценилось в древности и обесценилось в индустриальную эпоху конвейерного производства. Однако теперь это уже не индивидуальное клеймо — это клеймо команды, именуемое брендом. Бренд все больше приобретает человеческое измерение, он становится неразрывно связан с людьми, которые его создают, сохраняют, развивают. Бренд — это ценность, это обещание, это эмоция. Заметьте, все три слова — не из индустриального, а из человеческого лексикона.

С этой точки зрения становится понятно, что такое команда бренда. Это люди, которые переплавили в бренд свои знания, опыт, ценности, эмоции, творческий потенциал. Эти люди не взаимозаменяемы — если бы на их месте были другие люди, бренд был бы другим. Это не значит, что уход одного члена команды меняет сущность бренда — хотя изредка бывает и такое, но в большинстве случаев «ДНК», генетический код команды сохраняется, — а значит, сохраняется сущность бренда.

Из всего этого есть простое следствие: если название бренда меняется, а команда остается, то мы получим тот же самый бренд (ценности, обещания, эмоции), только в новой упаковке. Теперь вам примерно ясно, что такое Hi-Tech PRO.

Современная команда сильно отличается от конвейерной бригады индустриальной эпохи: примерно так же, как современная футбольная команда от галерной команды древности. Примерно так же, как современный армейский спецназ от фаланги Александра Македонского. Для своего времени фаланга была страшным оружием. Она могла состоять из трусов и дураков, но вместе они, как индустриальная машина войны, побеждали многократно превосходящие численностью аморфные и неорганизованные древние армии. Однако современный спецназ, в котором каждый человек — армия (любители А.Н. и Б.Н.Стругацких, несомненно, вспомнят, что «Бойцовый Кот есть боевая единица сама в себе»), даже без огнестрельного оружия прошел бы через фалангу, как нож сквозь масло. Такова сила команды индивидуальностей.

Оглянитесь вокруг — практически все продукты эпохи высоких технологий, которые вы увидите с клеймом брендов, созданы такими командами. Возможно, вы и сами являетесь членом одной из таких команд. Возможно, ваша команда не идеальна, и в наших будущих публикациях мы подскажем, как это можно изменить. Возможно, вы хотите создать такую команду сами, — мы надеемся и здесь быть вам полезными в этом году. Если вы читали статью в ноябрьском номере о создателях брендов — героях нашего времени, то знайте: это про вас.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №1/07)