КАК ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ

Этот вопрос волнует всех. В отличие от философских проблем бытия, которые волнуют лишь немногих; в отличие от политических проблем, которые волнуют всех, но постольку поскольку (“от нас все равно ничего не зависит”); в отличие от проблем, куда деть деньги (покажите мне нашего соотечественника с такой проблемой), — проблема получения хорошей работы волнует всех.

Проблему получения работы можно разбить на две. Первая — как найти работу, то есть найти такое место, где вы могли бы оказаться нужным и где вы имеете шансы на успех. Вторая — как ее заполучить, то есть как выиграть соревнование за право получить это место.

Найти работу, с одной стороны, нынче сложно. В столице, конечно, рабочих мест создается больше. В крупных индустриальных центрах — существенно меньше, но зато в столице и конкуренция выше. В небольших городах работу найти совсем тяжело. Но каким бы маленьким ни был городок, хотя бы одно вакантное рабочее место в нем есть. Почему бы ему не стать вашим?

Данная статья рассчитана, в первую очередь, на молодых людей, не имеющих большого опыта. “Зубры” в расцвете сил, скорее всего, не найдут здесь для себя ничего интересного. Но им подобные статьи и не нужны — они и так устроятся. Наибольшие проблемы с устройством на работу не у них, а у молодых и старых — первые, как правило, еще не набрались опыта, а вторые, как правило, не имеют необходимой сегодня квалификации. Вторым надо переучиваться. А для первых и написана эта статья.

Итак, правило первое: максимальная активность. О вас и ваших талантах должно узнать как можно больше потенциальных работодателей. Для этого воспользуйтесь проверенным инструментом — резюме.

Резюме — это документ, содержащий все основные характеристики вас как работника, и при этом занимающий одну страницу (для начинающих специалистов) или две-три (для опытных). Четкой формы для резюме не существует. Разумеется, вначале идут ФИО, дата рождения и прочие основные сведения. Далее следует образование (принято излагать его в обратном хронологическом порядке, то есть вначале более поздние события, затем более ранние), включая всевозможные курсы, если вы их заканчивали. Затем — специальные технические навыки (что, собственно говоря, вы умеете делать). Далее — опыт работы, также в обратном хронологическом порядке, с указанием не только должностей (названия должностей нынче могут быть любыми), но и конкретной работы, которую приходилось выполнять, и степени ответственности. В конце можно привести разную личную информацию — например, перечисление ваших лучших личных качеств: коммуникабельность, работоспособность и так далее (не переборщите). Ни в коем случае не пытайтесь в резюме приукрасить истинное положение вещей! Любая неправда всплывет моментально во время собеседования.

Итак, резюме готово. Хорошее резюме — первый шаг к достижению вашей цели. Теперь нужно размножить его в невероятном количестве экземпляров и доставить (по почте, по факсу, лично) в максимальное количество фирм. Откуда взять список фирм? Подумайте сами. Если вы примерно представляете себе, кем и в какой области хотите работать, вы легко составите список сотни фирм, работающих в этой области и при этом находящихся на плаву. Просмотрите справочники предприятий, каталоги отраслевых выставок, перелистайте газеты за последние месяцы в поисках рекламы. Чем большее число фирм узнает о вас, тем больше вероятность попадания.

Не бойтесь работы не по той специальности, которой вы учились в вузе. Сегодня мало кто работает по специальности. Самым востребованным нынче профессиям — специалист по продажам, специалист по маркетингу — нигде не учили и почти нигде не учат. Рассматривайте ваше высшее образование просто как некий пропуск в жизнь. А если его у вас по каким-либо причинам нет — тоже не беда.

Итак, вы распространяете ваше резюме как можно шире и ждете откликов. Отклики будут — в нашей экономике наряду с огромной, но скрытой безработицей существует огромное, но скрытое количество вакансий. Просто найти подходящего сотрудника для фирмы так же тяжело, как для вас — найти работу. Может быть, даже сложнее.

Для простоты дальнейшего нашего обсуждения представим себе, что фирму вы нашли, вакансия в ней есть, и она вас, по предварительным вашим данным, устраивает. Теперь можно сосредоточиться на проблеме, как эту работу получить.

Вы должны ясно понимать, что ваша цель — добиться собеседования (кому больше нравятся нерусские слова — интервью). Только на собеседовании вы сможете убедить работодателя, что, как поется в популярной песне, “я — то, что надо”.

Итак, вам назначили встречу. К этой встрече нужно серьезно готовиться. На хорошую подготовку к одному собеседованию уйдет столько же времени, сколько на пять неподготовленных попыток, а шансы на успех намного выше. Конечно, далеко не у всех людей (тем более начальников) первое впечатление остается надолго, — но подумайте, ведь шанса произвести второе впечатление у вас может и не быть... Все нижеизложенное справедливо для малых и средних фирм, где с поступающим на работу беседует либо кто-то из руководства (возможно, совладелец фирмы или кто-то из высших менеджеров), либо специальный менеджер по кадрам (англ. human resources).

Первым делом постарайтесь узнать побольше о фирме, в которую вы пришли. Это не значит, что нужно нанимать частных детективов. Достаточно просмотреть рекламные проспекты. Может быть, вам удастся найти статьи в газетах. По крайней мере, вы будете знать, чем фирма занимается, что они о себе думают, а если повезет — проникнуть в психологию начальника.

Отдельный вопрос: нужно ли проникать в психологию начальника? Хоть немного, да придется. Дело в том, что психология начальника немного отличается от вашей — на него оказал все-таки какое-то влияние тот факт, что он долго был начальником, и на какие-то вещи он смотрит иначе. С другой стороны, уж он-то будет стараться проникнуть в вашу психологию. Почему бы вам не ответить ему тем же?

Кстати, вузы, кроме образования, дают еще несколько преимуществ. В частности, вы можете встретить в выбранной вами фирме выпускника того же вуза. (Практически на каждом факультете есть преподаватели, которые всех знают: кто где работает). Такой выпускник может рассказать вам о фирме намного больше; более того, не исключено, что он составит вам небольшую протекцию.

Итак, вы узнали кое-что о фирме. Идеальный вариант — если вы знаете, кто им нужен (еще лучше, если вы знаете, кто, как они полагают, им нужен). Первым делом установите, можете ли вы с уверенностью заявить, что вы — именно тот человек (по совокупности знаний, навыков и т.д.). Ни в коем случае не обманывайте — обман вскроется если не сразу же (после нескольких вопросов по теме), то в первые же дни вашей работы.

Итак, вы на собеседовании. Вы должны быть бодры (но не слишком нарочито!), доброжелательны и, разумеется, вежливы. Не стоит и говорить, что вы должны прийти в назначенное время, без опоздания. Отдельный вопрос — форма одежды (все-таки “по одежке встречают” — спорить с народной мудростью себе дороже). Джентльменам рекомендую костюм и галстук (даже если это не является обязательным на фирме, в которую вы пришли, и даже если там так вообще никто не ходит). Юным леди рекомендовать намного сложнее. Скажу только, что, во всяком случае, лучше воздержаться от крайностей — как слишком вызывающих нарядов, так и нарядов типа “серенькая мышка”. Если у вас с этим проблемы — полистайте женские журналы, там все подробно написано.

Начните с короткого (3 минуты — потренируйтесь дома, держа часы в руке!) рассказа о себе. Не повторяйте резюме слово в слово — оно уже у вашего работодателя есть. Но и шокировать его новыми подробностями вашей жизни не стоит. Лучше всего пересказать резюме другими словами. Не бойтесь похвалить себя за то, что действительно достойно похвалы. Говорите с уверенностью, но ни в коем случае не граничащей с наглостью. Затем последуют вопросы. Возможные вопросы и ваши ответы на них лучше продумать заранее. Говорите охотно, не стесняясь, но и не очень много. При правильном подходе с вашей стороны количество слов, сказанных вами и вашим будущим начальником, будет примерно одинаковым. Ему ведь тоже высказаться хочется, он ведь тоже человек. Не мямлите, не смотрите в сторону, не комкайте нервно платочек и не щелкайте авторучкой. Если для вас это проблема — потренируйтесь заранее. В конце концов, вспомните Демосфена и Элизу Дулитл.

Все правила прохождения собеседования описать в небольшой статье невозможно. Остановлюсь лишь на некоторых.

Вас, скорее всего, спросят, почему вы покинули предыдущее место работы. Многие к такому вопросу оказываются не готовы. А зря — бояться здесь нечего. Врать не нужно (предположите, что ваш будущий начальник знаком с вашим бывшим). Обычно после ответа типа “Меня не устраивало отсутствие перспектив развития” ваш будущий начальник успокаивается. Если на старом месте не платили зарплату — скажите об этом откровенно. Пусть знает, что с вами такие штуки не проходят.

Подчеркните свой опыт в решении именно тех задач, которые стоят перед фирмой (конечно, если такой опыт есть). Не беда, если такого опыта нет — в таком случае лучше заявить напрямую, что опыта нет, но вы готовы компенсировать его отсутствие тем, что будете больше работать. Работодателям это обычно нравится.

Подчеркните свою коммуникабельность, умение работать в команде — это нынче модно. Подчеркните свои выгодные стороны — найдите способ выделиться среди остальных претендентов. Упомяните о своих особых знаниях и навыках, даже если они кажутся вам бесполезными на этой работе — а вдруг знание польского языка или умение работать с Автокадом окажутся значимыми для вашего работодателя. Подчеркните, что вы умеете учиться — в современном постоянно меняющемся мире это крайне важно. И, наконец, постарайтесь соответствовать стереотипам вашего будущего начальника — потом, когда вы познакомитесь поближе, это уже будет не важно.

Кстати, не доверяйте безоговорочно американским пособиям типа “Как устроиться на работу” (разумеется, если вы не в Америке). Эти пособия, конечно, полезны, но не во всем соответствуют нашим реалиям. Например, американские работодатели очень боятся так называемой overqualification — чрезмерной квалификации новых сотрудников, то есть знаний и навыков, превышающих необходимые на данном конкретном рабочем месте. Они справедливо полагают, что человек с такой высокой квалификацией на такой работе не задержится, а, следовательно, лучше взять другого, который подойдет в точности (поэтому в Америке наши эмигранты скрывают кандидатские степени). Но что справедливо для Америки, не всегда справедливо у нас. Наш работодатель всегда не прочь получить за те же деньги бoльшую отдачу.

Скорее всего, на собеседовании пойдет речь и о зарплате. Вопрос щепетильный. Лучше всего, если вы к нему будете готовы. Для этого нужно знать какие-то средние значения по профессии и по отрасли. Их можно получить только путем опроса друзей и знакомых — ведь, в отличие от Америки, исследований по уровню зарплат и публикаций в прессе по этим вопросам у нас нет.

Обсуждая зарплату, не вспоминайте о своих проблемах — у вашего собеседника своих хватает. Помните, что ваша зарплата — отражение ваших заслуг, а не ваших потребностей (удивительно, но эту ошибку делают многие, приводя в качестве аргумента, например, наличие трех детей).

Не говорите, что согласны работать за бесценок, и уж тем более не обещайте вашему будущему работодателю поработать какое-то время (“для пробы”) бесплатно или за полставки — он может подумать, что вы не цените свой труд, или, что еще хуже, что вам нигде ничего не светит, и вы вконец отчаялись найти работу (даже если это правда, нельзя подавать вида). И на предложения со стороны работодателя поработать месяц бесплатно не соглашайтесь — это может оказаться мошенничеством (месяц поработаете, и вас уволят, просто попользовавшись вами). Другое похожее мошенничество связано со слишком долгим испытательным сроком — вы будете работать за низкую ставку, а по истечении срока окажетесь уволенным, так и не дождавшись повышения. К счастью, подобное мошенничество серьезные компании себе не позволяют.

С другой стороны, не набивайте себе цену выше вашего реального уровня. Все равно первый месяц вашей работы все расставит по местам.

Если по результатам собеседования вас попросили перезвонить в назначенное время или прийти повторно — самой большой ошибкой в вашей жизни будет не сделать этого именно в назначенное время. Можете ставить крест на своих попытках устроиться в эту фирму. Работодатель может простить разгильдяйство старому сотруднику, но соискателю не простит никогда.

Если вас приняли с испытательным сроком — празднуйте победу. Но теперь все только начинается. Вам предстоит проявить себя, узнать поближе коллег, начальника и вашу работу и доказать всем, что вы не зря занимаете это место. Но это уже совсем другая история…

И главное. Если вас постигла неудача — не сдавайтесь. Посмотрите на дело с такой стороны: вы уже опытнее тех, кто еще не прошел ни одного собеседования. Пробуйте снова и снова. С каждым разом ваш опыт будет расти. Успех придет просто потому, что он не может не прийти.

Вот и все. Если вас смутил некоторый цинизм этой статьи или ее отдельных положений, подумайте над тем, что здесь описывается поведение на рынке труда. А рынок труда — такой же рынок, как и другие. Вам же не кажется беспринципным торговаться с продавцом на базаре? Устройство на работу — это сделка, и в ней обе стороны стремятся устроить свои дела с максимальной выгодой. Не продешевить, но и не перегнуть палку — а то сделка не состоится. Не обманывать — обман сразу вскроется, но представить себя в выгодном свете. И главное — постараться соответствовать стереотипам другой стороны. Ничего циничного в этом нет: ведь и поиски любви — это поиски того (той), кто ближе всех к идеалу…

© Валерий Пекар, 1998.