КАК УБЕДИТЬ НАЧАЛЬНИКА

В частной переписке читатели журнала меня постоянно ругают за то, что я изображаю те стороны жизни и тенденции, которые им не видны. Пишу о “золотых воротничках”, технологической элите, борьбе за рынок информации, оффшорном программировании, огромных инвестициях и других вещах, которые нельзя увидеть, выглянув в окно. Зато, выглянув в окно, можно увидеть неработающие заводы, специалистов высшей (в прошлом) квалификации за базарным прилавком, отработавшие трижды свой ресурс персоналки десятилетней давности, задержку зарплаты и самодуров-начальников. Но, уважаемые коллеги, если бы я писал о том, что происходит за окном, это была бы газета “Факты”, а не журнал “ЧИП”. Журнал “ЧИП” не пишет о том, как все плохо, и о том, кто виноват. Журнал “ЧИП” пишет, о том, что делать. (Если вы читаете эти строки, значит, главный редактор со мной согласен и не вычеркнул их.)

Сегодня мы поговорим не об абстрактных тенденциях, которые пока не чувствуются каждым из нас и проявятся лишь спустя многие месяцы. Тема сегодняшней беседы близка и понятна каждому: почему ваш начальник не покупает новую технику.

В одном из предыдущих номеров журнала мы говорили о том, что по уровню инвестиций в информационные технологии (ИТ) наша страна занимает последнее место в Европе. Если предприятие не работает, то новая техника не покупается — это понятно. Но если оно работает, и работает успешно, а в офисе стоят все те же 386-е — что-то здесь не так. Поговорим со специалистами отдела информационных систем (если такой есть — это лучший случай) или, на худой конец, штатными эникейщиками. Мы услышим душераздирающие рассказы о начальнике-самодуре, который не понимает перспектив развития и на все предложения отвечает фразой “Я могу зарабатывать деньги и на "Лексиконе"” (цитата взята из частной переписки с одним из читателей журнала, за что я ему искренне благодарен).

К сожалению, в данной ситуации ИТ-специалисты во многом должны винить себя. Многие из них делают одну и ту же ошибку: они не умеют разговаривать со своими начальниками на их языке. Для них новая, современная техника — это самоцель, самодостаточная вещь. Для любого предпринимателя же компьютерная техника, как и ИТ в целом (не только hardware, но и software, услуги и прочее) — это инвестиции. Предприниматель (или директор госпредприятия) рассматривает ИТ только в плане получения новой прибыли (не считая экстремальных случаев типа личной заинтересованности). И осуждать его за нежелание покупать новую технику нельзя. Он прав — если можно деньги зарабатывать на "Лексиконе", значит, покупку новой техники следует считать глупостью. Это все равно, что жена хочет новый холодильник, а муж полагает, что и старый холодит неплохо.

Нельзя внедрять новую технику и технологии, просто агитируя предпринимателя или промышленника за их покупку. Эта агитация для них — пустой звук. Если можно зарабатывать деньги на "Лексиконе" — никаких покупок не будет. Есть только один выход: показать, что зарабатывать деньги на "Лексиконе" уже нельзя, или же на "Лексиконе" можно зарабатывать их существенно меньше, чем, скажем, с помощью Microsoft Office. ИТ-специалисты должны разговаривать с предпринимателями в терминах прибыли, полученной от новых технологий. Конечно, это на порядок сложнее. Да и общая экономическая ситуация не способствует зарабатыванию денег в принципе, в том числе и с помощью современных ИТ. Но это уже другой вопрос.

Нельзя навязать предпринимателю новые, более совершенные средства производства, если он не чувствует в них потребности. Наша задача — чтобы он ощутил эти потребности. Чтобы чувствовал, как его инвестиции в ИТ окупаются. Чтобы чувствовал, как он отстает от конкурентов, которые внедряют ИТ. Именно так шло внедрение ИТ на Западе — а ведь поначалу и там к новому относились настороженно.

Чтобы поменялись средства производства, нужно поменять производственные отношения. Но это уже политика — “о драконах ни слова”. А задача ИТ-специалистов — научиться разговаривать с начальством на языке прибыли, на языке повышения производительности труда, снижения издержек, роста продаж. Задача же компьютерных фирм — продавать не просто компьютеры, а готовые решения. Если и то, и другое получится — будет новая техника, будут вместо 3 евро (см. сентябрьский номер) пусть не 200, но хотя бы 20. Закупки новой техники на прибыльном предприятии зависят только от задач, которые решаются с помощью новой техники. Ведь сегодня средний компьютер стоит столько же, сколько труд специалиста средней квалификации за полгода. Это значит, что мы уже на перевале: еще чуть-чуть, и будет выгоднее купить еще один компьютер, чем нанять еще одного человека! Теперь все зависит от вас, господа ИТ-специалисты: докажите, что этот компьютер с успехом заменит этого человека. Конечно, постановка задач — более сложное дело, нежели их решение. Вот тут и нужно проявить ИТ-специалистам свою квалификацию. А журнал “ЧИП” им в этом поможет, в том числе и в следующих публикациях этой колонки. Желаем успеха.

(Опубликовано в журнале CHIP, №12/99)