УКРАИНСКИЙ ИНТЕРНЕТ И ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА

Темой моей предыдущей колонки был Интернет (точнее, его неприятие определенной частью общества — интернетофобия). Интернет неисчерпаем, и многочисленные его обозреватели никогда не останутся без куска хлеба. Не претендуя на их кусок хлеба (ведь я пишу для оффлайновой аудитории), хочу сегодня эту тему продолжить. Ведь основная тема всех моих колонок — новые технологии и общество, а Интернет по степени своего влияния на общество превосходит многое другое.

Об Интернете написано очень много — и за, и против, и с попытками “объективного анализа”. В последнее время все чаще слышны голоса, напевающие популярный ныне мотив: “так дальше жить нельзя”. В приложении к Интернету это означает: во всем мире темпы развития Интернета, электронной коммерции огромны, суммы сделок исчисляются миллиардами, а у нас — тишина. Что же происходит и что же будет происходить с нашей Сетью?

Недавно опубликованы результаты маркетинговых исследований, по данным которых в стране более 800 тысяч граждан имеет доступ к Сети. Испытывая глубокое уважение к профессионализму исследователей, я считаю, что в этом случае желаемое выдано за действительное. Не будем спорить о методике исследования — ведь данная статья не носит научного характера и не претендует на опровержение. Но если в стране 800 тысяч людей подключено к сети, то, зная плотность подключений в регионах, легко предположить: не менее трети их живет в Киеве. Значит, почти триста тысяч киевлян, то есть каждый десятый киевлянин. Всмотритесь в лица людей на улицах: каждый десятый из них — гражданин Сети. Что, не похоже? То-то же.

Многие, кто пытается сегодня что-то делать в Сети, жалуются: ничего не получается. Какая Интернет-коммерция? Какие онлайновые магазины? Какие порталы? Какие журналы? Да никому это все не нужно, пропади оно все пропадом. А тоже ведь, говорили: 800 тысяч подключений, полтора процента населения… Жалуются и ругают тех, кто понарассказывал им о перспективах: тех же обозревателей, электронные издания и прочих. Разумеется, Интернет-эйфория накачивается искусственно: вот подключитесь к Сети, и у вас появятся грандиозные перспективы… Вот откроете свой сайт, и у вас будет такое!.. Но людей, которые это делают, понять можно: это их бизнес. Эта пропаганда нужна им, как воздух. “Как, ты еще не подключился? По стране миллион подключений, а ты еще нет?! Завтра же к ближайшему провайдеру!” Эта пропаганда — основа их бизнеса. Совершенно точно так же велась пропаганда на Западе. Только это было несколькими годами раньше. Результат — налицо. (Конечно, у нас такого результата не будет, потому что условия другие. Но ведь общие законы развития не зависят от условий, от условий зависит только результат.) Точно так же изготовители холодильников "no frost" распускали слухи о вреде фреона. И результат налицо, причем не только на Западе, а и у нас. Так что, сознавая всю искусственность этой пропаганды, нужно отдавать себе отчет в том, что эта пропаганда — навязчивая, на грани фола, — собственно, одна только она и может создавать новые рынки. Это — единственный способ развить Сеть в стране.

Но! Разнузданная пропаганда Интернета, с которой я призываю вас смириться, ибо она необходима нашей Сети, как воздух — это только одна сторона дела. Есть и другая сторона дела. Когда не виден свет в конце туннеля, теряется ориентация во времени и пространстве. А это уже плохо. С этим и будем бороться. То есть зажжем в конце туннеля Лампочку Ильича.

Вот со всех сторон слышны жалобы: украинский бизнес неграмотен, не понимает всех прелестей Интернета. Невозможно уговорить украинского предпринимателя открыть свой сайт, да и просто подключиться и пользоваться электронной почтой (если, конечно, бизнес не связан с компьютерами — там-то как раз все на уровне).

То-то и оно. Сегодняшний средний украинский предприниматель, если к нему тупо приставать с рассказами про Интернет, сразу пошлет куда подальше. Он бы, может, и рад полазить по Сети — может, найдет чего интересного, — да английского не знает (а Сеть по преимуществу все-таки англоязычная), времени нет, и главное — голова другим забита: менеджмент (по-советски "кадры"), налоги, таможня, бандиты, чиновники, пожарники, нехватка денег, нехватка времени, нехватка нормальных людей и избыток ненормальных, конкуренты и так далее... Ни в одном из этих вопросов Сеть ему помочь не может. Так что он и Сеть — понятия сегодня несовместимые. Но то, что Сеть ему сегодня не нужна, что Сеть ему ничего дать не может — не беда, а вина нашей Сети.

Обратимся к теории (которая подтверждается практикой, а практика, как учили классики марксизма-ленинизма, — критерий истины). Любой продукт тогда находит потребителя, когда он этому потребителю что-то может дать, какую-то потребность реализовать. Потребность может быть естественной (кушать, не мерзнуть, общаться, чувствовать себя защищенным) или искусственно вызванной (например, выглядеть крутым, что бы это слово ни значило в данном контексте в данную историческую эпоху). Но когда потребности нет и вызвать ее искусственно невозможно — ничего этому продукту не светит. Сеть потому так и развилась на Западе, что она могла многое дать потребителям: предпринимателям, ученым, домохозяйкам, наконец, просто ребятам с улицы. А что может наша, доморощенная Сеть дать нашим предпринимателям, домохозяйкам и так далее? Нашу Сеть по преимуществу делают Интернет-обжоры (те, кто обжирается Интернетом — неограниченный доступ, масса свободного времени и тому подобное), и они же ею пользуются. На них же она и рассчитана. И никому более не нужна и не интересна. Замкнутый круг.

Выхода нет? Выход есть. Он называется Большой Бизнес. Каждый новый продукт сначала становится достоянием касты. Например, велосипед. Или компьютер, например. Затем, в один прекрасный день, большой бизнес видит, что это можно продавать миллионами экземпляров (какая музыка для него в этих словах!). И начинает это дело раскручивать. Первым делом он превращает продукт в такой, которым могут пользоваться миллионы. Вид продукта существенно при этом меняется. Затем он делает так, что продукт становится полезным миллионам. Вид продукта еще более меняется от этого. Затем он начинает раскручивать продукт, чтобы миллионы захотели им пользоваться. А затем он снимает свои суперприбыли. И ищет новый продукт. Так было и так будет. (Если вам знакома история велосипеда — вот хороший пример. Если нет — возьмите историю автомобиля или холодильника, жевательной резинки или кока-колы, персонального компьютера или телевизора, горных лыж или джинсов.) Определенный цинизм во всем этом есть, — но большой бизнес циничен по определению, и только этот цинизм спасает его от неудач, которые могли бы быть вызваны при опоре не на деловые, а на идейные соображения.

Мой совет всем, кто что-то делает или хочет делать в Интернет: не игнорируйте основные законы маркетинга. А то они проигнорируют вас. Этим страдают почти все, кто сегодня пытается делать бизнес в Сети. Обжоры никогда не сделают бизнес на продуктах питания — они неадекватно оценивают действительность. Так и Интернет-обжоры не сделают бизнес в Сети. А Большой Бизнес тем и отличается, что не пытается нарушить законы жизни — он их просто использует.

В нашу Сеть Большой Бизнес пока не пришел. И пока не придет, все разговоры останутся пустыми, безрезультатными заклинаниями. Но придет когда-нибудь — и тогда наша Сеть расцветет. В буквальном смысле слова.

Вот вам и Лампочка Ильича.

(Опубликовано в сокращении
в журнале CHIP, №5/99)