ЧЕЛОВЕК И КРИЗИС

Общаясь с представителями деловых кругов, все чаще слышу в последнее время одну и ту же фразу: “Только начали мы было уже жить спокойно...”. Когда десятки, если не сотни, людей говорят в унисон, — это заставляет задуматься, начать анализировать и обобщать, так как, видимо, перед нами некое явление.

Начало 90-х годов приучило нас не расслабляться: людей — не гнушаться никакой работой, бизнес — быть готовым ко всему. “Не верь, не бойся, не проси” — эти три заветных солженицынских рекомендации определяли наше взаимоотношение с окружающим миром.

В 1996-97 годах ситуация изменилась (это обобщение, сделанное на основании бесед со многими людьми, так что не обессудьте, уважаемый коллега, если у вас лично было иначе). Жить стало не то чтобы легче, не то чтобы веселей, но как-то спокойней. Я бы не сказал, что это связано с появлением стабильной гривни, хотя и эта составляющая есть. Просто большинство приспособилось. Человек, знаете, такое существо — приспосабливается ко всему. Во всех, знаете ли, климатических зонах может жить. В том числе и в нашей зоне. Я имею в виду, климатической.

Даже бизнес, который, как известно, хорошо себя чувствует только в условиях стабильности, приспособился к бесконечной череде изменений правил игры. Что уж говорить о “пролетариях умственного труда” — в том числе программистах, дизайнерах, инженерах. Работа стабильна, зарплата более-менее, можно заниматься профессиональным самосовершенствованием и получать удовольствие. Как говорится, “растет благосостояние советского народа”.

И вдруг — обвал. Не только гривни. Всей ситуации в целом. Фирмы приостанавливают работу, сотрудников увольняют, зарплату срезают кое-где чуть ли не вдвое. Масса народу начинает искать работу. В первую очередь страдает наименее обеспеченная часть экономически активного населения — студенты: раньше кое-какая подработка находилась чуть ли не каждому, а теперь предложение рабочих рук и мозгов явно превышает спрос.

Коллеги из весьма популярной повсюду в Украине деловой газеты “Галицькі Контракти” в сентябре поместили на обложку одного из номеров мужика с купюрой 100.000 карбованцев в руках и заголовком: “Вспомнить все”. Был, если помните, такой фильм со Шварценеггером (в оригинале — "Total Memory Recall"). Такой вот, понимаете ли, memory recall с нами случился. Неуютно, братцы.

Зачем я пишу обо всем этом в компьютерном журнале? Во-первых, вряд ли читатели “ЧИПа” так же регулярно читают деловые или политические издания, где тема эта обсуждается в каждом номере с первой до последней страницы. Многие не читают газет и не смотрят телевизор. Кстати, именно к такому образу жизни призывал булгаковский профессор Преображенский, что и позволило ему провести уникальный эксперимент по превращению собаки в человека, в то время как многие его современники с успехом проводили обратное превращение.

Во-вторых, я уверен в том, что журнал читает экономически активная часть населения. Я понимаю под этим людей, самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь, а если кто возрастом не вышел, — по крайней мере, собирается самостоятельно зарабатывать в обозримом будущем. Это означает, что среди моих сегодняшних собеседников практически нет тех, кто ждет милостей от кого-либо (от природы, от государства, от родственников, от богатой Америки). Кто и собирается в богатую Америку, так не для того, чтобы ждать милостей, а для того, чтобы реализовать полнее себя и за свои таланты получить достойное вознаграждение.

От кого сегодня можно ждать милостей? От государства? Государство давно и однозначно доказало всем, что оно никому ничего давать, во-первых, не хочет, во-вторых, не может. От природы? К сожалению или к счастью, но мы родились и выросли в стране, расположенной в умеренном поясе, так что бананы на пальме бесплатно не растут, не говоря уже о том, чтобы самим падать в руки. От доброго заграничного дяди? Дядя во многом обеспокоен собственными проблемами: чтобы понять это, достаточно послушать любой выпуск новостей.

Возникает традиционный вопрос: “Что делать?”. (Поскольку “ЧИП” — издание не политическое, а компьютерное, мы не будем переходить ко второму традиционному вопросу: “Кто виноват?”).

Причины кризиса, конечно же, экономические. Но глубина его определяется во многом причинами психологическими. Когда не верящий никому народ бросается в банки за вкладами, рушится банковская система. Когда не верящий никому народ бросается в обменные пункты за долларами, рушится национальная валюта. Когда не верящий никому народ бросается в магазины за гречкой, солью и спичками, рушится торговля. Все кризисы чем-то похожи, и наш — не исключение. Паника — одна из основных составляющих кризиса.

Чтобы началась паника, достаточно малого. Просто каждый (каждый!) должен сказать себе два слова: “Я боюсь”. Этого достаточно.

Чтобы паника закончилась, тоже нужно немного. Просто каждый (каждый!) должен сказать себе три слова: “Я не боюсь”. Этого достаточно.

На протяжении каких-нибудь двух месяцев (конец августа — конец октября) мы увидели и то, и другое. На наших глазах началась паника. На наших глазах она закончилась. Волна паники была меньше, чем в соседней стране. Поэтому наша страна и пострадала меньше, чем, скажем, страна соседняя, во много раз более богатая.

Зачем я пишу обо всем этом в компьютерном журнале? Так выходит в современном мире, что люди, связанные с информационными технологиями — это элита нации. Ну а поскольку в большинстве своем молодые — это будущая элита. Если вы откроете политические газеты, вы увидите там много споров о том, что такое элита нации, почему у нас ее нет и где ее взять. Надо просто знать, где искать. Приходите на любую компьютерную выставку, и вы увидите то, что ищете (говорю условно, конечно, но в любой шутке есть доля здравого смысла).

В будущих номерах мы еще поговорим о том, почему компьютерный мир — это элита, а также что делают в других странах, чтобы ее сохранить. Сегодня наша тема — “Человек и кризис”. Значит, сегодня речь о том, что делать. Один вывод мы уже сделали — не паниковать. Но это вывод такой себе, второстепенный. Просто сидя и не паникуя, ничего не добьешься. Это называется сидячая забастовка. (Так работали многие в Советском Союзе. Просто сидели себе тихо.)

Теперь — о главном. Америка пережила Великую депрессию под лозунгом, который выдвинул Рузвельт. Лозунг был очень простой — “Прокорми себя сам”. Вроде бы на политический лозунг не похоже — мы привыкли к тому, что политические лозунги начинаются со слов “Даешь!” или “Да здравствует!”. Однако лозунг это политический. Потому что народ этому лозунгу поверил. И сделал так, как этот лозунг призывал. То есть каждый прокормил себя сам. И семью, родных и близких, разумеется. И Великая депрессия закончилась. Вот так легко и просто.

Мы заимствовали у Америки очень многое: джинсы и демократию, гамбургеры и сленг, жевательную резинку и голливудские стандарты, наконец, персональный компьютер. Давайте заимствуем у них этот лозунг. Они от этого не обеднеют. А нам — польза будет. Простой такой лозунг. Прокорми себя сам.

(Опубликовано в сокращенном варианте
в журнале CHIP, №12/98)