СМЕРТЬ ПРОКЛЯТОГО ЯЩИКА

В самом конце ХХ века, во времена Интернет-бума, начались разговоры: дескать, скоро Интернет вытеснит телевидение, радио, кино, книги и прочие виды культурного досуга. Люди постарше и посерьёзнее относились к этим заявлениям скептически, вспоминая Рудольфа (потом он стал Родионом) из фильма «Москва слезам не верит». Тот Рудольф-Родион, бывало, тоже говорил: лет через 20 телевидение вытеснит кино, театр, книги… Как мы знаем, этого не случилось. Не случилось ничего такого и с Интернетом: прошло всего пару лет, надувной шарик е-кономики лопнул, оставив после себя разбитые мечты и недобрую память инвесторов, а с ТВ ничего страшного не произошло.

Прошло немного лет, но мысли о смерти ТВ уже возвращаются. Известный российский тележурналист Евгений Киселев в «Газете.Ru» недавно посетовал на то, что в России аудитория ТВ неуклонно снижается, причем в основном за счет «премиальной» аудитории — молодой, образованной, активной, состоятельной. «Общедоступное эфирное телевидение, заполненное сериалами про ментов и бандюков, "аншлагами", "новыми русскими бабками",... набитое рекламой, стремительно теряет свою привлекательность для этой публики», — справедливо замечает Киселев.

Новейшая история телевизионной политической журналистики в России и Украине — это постоянная борьба за свободу, против внешнего и внутреннего цензора. Борьба с переменным успехом, в которой журналист нередко остается проигравшим — а значит, выпавшим из профессии. С его уходом что-то теряют и телезрители. Но сегодня у них есть выбор.

Телевизор дает красивую картинку в каждый дом, и в этом его преимущество перед театром и радио. Телевизор вроде бы даже дает свободу выбора: вспомните, как вы были счастливы, когда впервые через спутник или по кабелю получили несколько десятков каналов. Однако эта свобода выбора обманчива. В СССР тоже было много каналов, однако бывали дни, когда по всем каналам показывали только «Лебединое озеро». По свободе выбора Интернет несравнимо выше любого другого канала передачи информации. А современный культурный человек не согласен «кушать, что дают» и стремится к персонализированному контенту.

Свобода выбора — только один из факторов, разрушающих ТВ. Другой фактор, тень свободы, — централизация и регулирование. Телевизионный сигнал идет из одной точки (конечно, я упрощаю). Можно лишить оператора кабельного ТВ лицензии, можно предписать ему показывать или не показывать те или иные каналы. Можно, наконец, построить роту людей в масках и захватить телецентр. Ничего подобного с Интернетом сделать нельзя. Его свобода является следствием его децентрализации и дерегулирования. Его свобода принципиально неуничтожима — вспомним, ведь Интернет создавался на случай ядерной войны.

Еще один фактор — деньги. Телевидение — это дорого, это большие затраты на создание программ и их трансляцию. Значит, это крупный бизнес, у которого есть свои интересы, в том числе и политические. Интернет — это дешево, это возможность создавать свои «программы», доступная практически каждому. Понятно, что и здесь есть «большие рыбы», имеющие возможность вкладывать немалые средства в контент, мощные сервера и массированную рекламу, и «рыбы» поменьше, а также совсем маленькие. Но они есть, они создают альтернативу, а значит, — свободу выбора.

Наконец, есть и четвертый фактор — интерактивность. Интернет превращает монолог в диалог. Телевидение — это всегда монолог, а «просто сидеть и смотреть» современному человеку не уже не интересно.

Интернет не одинок в своем стремлении разрушить монополию на информацию и досуг. Развивается спутниковое ТВ, появляется мобильный контент, возрождается (на новом уровне качества) кинопрокат. Можно смотреть фильмы на DVD — причем без перерывов на рекламу! Дальше нас ждут видео по запросу, интерактивное видео и прочие приятные вещи.

Во времена брежневского застоя в определенных кругах смотреть телевизор считалось дурным вкусом. Примерно так, как булгаковский профессор Преображенский рекомендовал не читать большевистских газет. Нынче эта мода возвращается, но уже всерьез и надолго — есть альтернатива, и ее присутствие с каждым днем становится всё более ощутимым. Конечно, экран в каждом доме останется. Но это будет уже не ТВ, а совсем другие каналы информации и развлечений. Падение популярности ТВ уже сейчас приводит к падению эффективности рекламы. Однажды доходы от рекламы рухнут. Это и будет смерть проклятого ящика. А мы таким образом отомстим ему за прерванные любимые фильмы, за демагогию и бездарные рекламные клипы.

(Опубликовано в журнале CHIP, №5/06)