ДА ЗДРАВСТВУЕТ МОДА!

Когда два года назад на одной из хай-тек выставок мы устроили (на настоящем подиуме, под вспышки репортеров!) шествие фотомоделей с мобильными телефонами, цифровыми фотоаппаратами и MP3-плеерами в руках, — оказалось, мы угадали тренд. Электроника всё больше переходит из сферы технологий в сферу моды. Инженеры из кожи вон лезут, чтобы придумать технические новинки, а почтеннейшую публику уже почти ничем не удивишь. То ли дело дизайнерские решения. Говорят, теперь в ведущих мировых компаниях, производящих мобильные телефоны, дизайнеры главнее инженеров. Еще бы — именно они обеспечивают бесперебойный сбыт новых образцов.

Вначале были сменные цветные корпуса, полюбившиеся девушкам, — можно было подбирать цвет под наряд. Затем появились необычные формы, ценные металлы и цирконий, натуральная кожа. И вот в начале этого года на массовый рынок впервые выходят откровенно дизайнерские модели Nokia — ведущего игрока мирового рынка мобильников. Расписные корпуса, выполненные «под янтарь», «под шелк», с узорами и орнаментами, призваны подчеркнуть вашу индивидуальность и неповторимость. Условности отброшены — начинается настоящая модная гонка.

И то сказать — мобильный телефон отлично служит и три, и пять лет. Всё новые и новые функции мало кому нужны и редко используются в полной мере. Рост сбыта оказался под угрозой, и на помощь пришла мода. Это случилось не впервые.

Мода как явление культуры появилась в позднем средневековье. Существуют разные объяснения ее происхождения и, скорее всего, несколько факторов действовало одновременно (например, рост культурных взаимовлияний в мире, постепенно выходившем из феодальной раздробленности, когда кругозор среднего человека перестал ограничиваться околицей своей деревни). Одна из теорий (видимо, не очень далекая от истины) считает моду явлением скорее искусственным. Моду, дескать, придумали портные, чтобы у них больше и чаще покупали одежду. Как бы там ни было, портные и купцы были весьма рады появлению моды, которая увеличила их прибыли, и всеми силами старались сократить то, что современные экономисты назвали бы жизненным циклом товара.

Аналогичная история произошла уже в ХХ веке с автомобилями. Пока Форд выпускал свои первые модели («Автомобиль может быть любого цвета, если он черный», — такими словами великий промышленник выражал презрение к желаниям покупателей иметь разноцветные машины) и они более-менее регулярно ломались, спрос на новые автомобили был обеспечен. Когда в послевоенном изобилии качество американских машин существенно выросло, и они перестали быстро устаревать физически, автомобилестроители взялись за голову. Не останавливать же конвейеры из-за того, что машины не ломаются, и потребители ездят на них годами, не желая покупать новые! Тогда и пришла спасительная идея о моде. Тогда и появились монструозные аппараты с множеством хромированных деталей, форма и расположение которых постоянно менялись. Теперь побудительным мотивом покупки новых автомобилей явилась не поломка старых, а их немодность. Автопром вышел из кризиса и продолжает безбедно существовать до сих пор. Мода — способ искуственного сокращения жизненного цикла товаров — выручила его точно так же, как сейчас выручает производителей телефонов. Так что скоро мы увидим новые модели телефонов на показах мод, а приобретать их будем в модных бутиках.

Другой, не экономический аспект дизайнерской моды на мобильные телефоны — индивидуализация. Всё, чего касаются руки человека, становится год от года всё более индивидуальным. Всё больше вариантов товаров в супермаркете — каждый выбирает то, что ему по вкусу. И вряд ли предпочтения двух наугад выбранных людей совпадут. Всё больше возможностей одеваться не так, как другие (все женщины знают: самое большое расстройство — если ты купила сумочку и, выйдя на улицу, увидела такую же у другой). Всё больше возможностей отличаться от других, находить свой собственный, индивидуальный стиль. Отсюда и тюнинг автомобилей, и тюнинг компьютеров.

Наконец, есть третий аспект моды. Нам хочется, чтобы новая техника была теплее, человечнее. Согласитесь, кожаный корпус намного приятнее в руке, чем пластиковый. Мода на голое железо и пластик постепенно проходит.

Так или иначе, мобильный телефон окончательно перестал быть — в восприятии людей — технологической новинкой и стал предметом повседневной жизни. Это уже не хай-тек, это просто модный аксессуар современного человека. Так, как до него это произошло с очками, наручными часами, «самопишущей» ручкой, мотоциклом, пластиковой карточкой. Кто следующий?

(Опубликовано в журнале CHIP, №1/06)