ПЕСНЯ ОБ АУТСОРСИНГЕ

Слово «аутсорсинг» давно знакомо читателям компьютерных журналов. Однако оно чаще всего употребляется в значении «оффшорное программирование», т.е. выполнение иностранных заказов на разработку программного обеспечения. На самом деле значение слова «аутсорсинг» (outsourcing) намного шире — оно означает любую передачу работ стороннему подрядчику.

Распад Советского Союза и нарушение сложившихся хозяйственных связей (в том числе, как ни странно, и между предприятиями одного города), расцвет бандитской экономики, где ни на кого ни в чем нельзя было положиться, появление тысяч фирм-однодневок — все это привело в начале 90-х годов к тому, что и новоявленные предприниматели, и «красные директора» стремились сами обеспечивать свои предприятия всем необходимым. В развитой экономике типичное машиностроительное предприятие 70% комплектующих закупает на стороне. В экономике с разрушенными связями и высоким уровнем взаимного недоверия ситуация обратная — 70% комплектующих предприятие производит само. Поскольку в современном мире успех кроется в специализации, это приводит к снижению качества, росту неиспользуемых товарных запасов и прочим малоприятным вещам.

Однако современная экономика — это экономика услуг. Доля услуг растет по отношению к доле товаров и в некоторых странах составляет уже 2/3 общего объема. Современным предприятиям нужно все больше разнообразных услуг, и сами они, как правило, не могут их себе предоставить. Почему? Да потому что услуги — это квалифицированные специалисты, которых нужно еще найти, принять на работу, высоко оплачивать. А если услуга нужна только время от времени? Тогда держать таких людей в штате — бездумное расточительство. Вот почему все меньше вы увидите штатных юристов, специалистов по PR, патентоведов, специалистов по обучению персонала, да мало ли еще кого. Эти услуги предприятия (кроме самых крупных) сегодня получают на основе аутсорсинга — от независимых подрядчиков.

А теперь задумаемся — какая сфера человеческой деятельности включает наибольшее число инноваций, наиболее быстро развивается, требует самой глубокой подготовки? Конечно, информационные технологии! Современному предприятию требуются разнообразнейшие услуги в области ИТ. Разумно было бы найти золотую середину между услугами, для которых выгодно держать штатного сотрудника, и услугами, которые нужно отдавать на аутсорсинг (услуги самые сложные, редко необходимые, связанные с высоким риском или специальными знаниями). Понятно, что для крупнейшего концерна и для малого предприятия эти перечни будут различаться. Малому предприятию вообще выгодно было бы все отдать на сторону и держать в штате лишь одного специалиста, который может грамотно поставить задачу подрядчику. Но и у концерна есть интересный вариант — создать отдельное высокопрофессиональное подразделение, которое будет оказывать услуги всем остальным в концерне, и, таким образом, перейти к «внутреннему аутсорсингу».

Ремонт техники, настройка сетей, написание различных прикладных программ (не нужно думать, что только иностранцам требуются программы, — просто у нас порой дешевле что-то делать вручную, а чаще всего просто некому грамотно осознать и поставить задачу), обучение сотрудников, услуги колл-центра, разработка веб-сайтов, рутинная работа по вводу данных — вот малая часть перечня услуг, которые предприятие могло бы отдавать на сторону. И это создает возможности для тысяч малых специализированных предприятий. Результат — новые возможности для тысяч людей, разумное использование ресурсов предприятий, рост экономики. Многие хотели бы открыть собственный бизнес, но не знают, где найти нишу, а торговать сигаретами в ларьке после политеха как-то стыдно. Для организации маленькой фирмы по аутсорсингу ИТ-услуг практически не нужны инвестиции — только светлая голова и хорошая репутация (это основа капитала!). И для этого не нужно жить в столице — разнообразных потенциальных клиентов много в любом районном центре.

Но вернемся из райцентра в большой мир. Сегодня появляются компании, которые отдают на аутсорсинг практически всё. Сэм Хилл считает, что компании достаточно иметь только бренд, клиентуру и ядро интеллектуального капитала. Всё остальное можно делать на стороне. Практика показывает, что он прав. Вопрос: а как такое стало возможным? Ответ: конечно же, благодаря современным технологиям, упростившим и ускорившим поиск партнера, информационный обмен с ним и контроль. Таким образом, технология, изменяющая мир, может изменить и вашу жизнь.

Но будьте внимательны и осторожны.

(Опубликовано в журнале CHIP, №8/05)