ОСЕДЛАТЬ ИННОВАЦИОННУЮ ВОЛНУ

Глобальные предсказания относительно тенденций развития информационно-коммуникационных технологий поражают противоречивостью. С одной стороны, толпы экспертов говорят: наконец-то мировой рынок ИКТ оживился, его питают самые разные источники спроса. С другой стороны, иные, не менее авторитетные эксперты жалуются: смена поколений hardware и software замедлилась, покупатели не хотят ничего покупать — их устраивает то, что у них уже есть, и т.д. в том же духе. И те, и другие предсказания грешат краткосрочностью — в лучшем случае в них речь идет о ближайших 1-2 годах. А мы намереваемся жить дольше, и нас всех интересует, что же будет дальше. Продолжится ли инновационная волна или она уже идет на спад? Оказывается, современная экономическая наука знает ответ на этот вопрос.

Авторитетный британский экономист Роджер Мартин-Фагг из лондонского Хэнли Менеджмент Колледжа давно изучает проблему «инновационных волн». Наряду с хорошо изученными циклами подъемов-спадов экономической активности, имеющими протяженность 7-9 лет и хорошо известными на примере разных стран, ученый отмечает существование длинных глобальных инновационных циклов со средней продолжительностью 56 лет. Эта волну порождают инновационные кластеры, которые создают новые отрасли экономики и питают экономический рост.

Для начала разберемся, что такое инновация. Отличие инновации от изобретения или открытия состоит в том, что инновация создает в экономике новые источники дохода. Грубо говоря, инновация — это изобретение «в деле», изобретение внедренное (то, с чем так плохо было в застойные времена в самой передовой в мире советской науке). Цепочки инноваций, нанизанные одна на другую и захватывающие соседние сектора экономики, создают инновационный кластер. Инновационные волны прошлого хорошо изучены и основываются каждая на нескольких таких кластерах: нефтехимия + электроника + авиация в 50-е годы ХХ века, электричество + химия + автомобили в начале ХХ века, паровая машина + сталь + железные дороги в середине ХІХ века, а столетием раньше — использование силы воды + железо + текстильные технологии.

Каждая инновационная волна имеет примерно одни и те же фазы: первичный быстрый рост с неизбежной короткой рецессией (т.е. спадом), вторая фаза роста также с последующей рецессией, фаза спокойного медленного развития и затем постепенное торможение. Каждая из четырех фаз занимает в среднем 28 лет. Как показывает практика, на фазе торможения уже заметен подъем следующей инновационной волны. Интересно, что на разных стадиях инновационного цикла «в почете» оказываются разные люди — на одной фазе изобретатели и ученые, на другой рисковые предприниматели, на третьей — менеджеры-организаторы.

С точки зрения теории инновационных циклов, первая фаза индустрии персональных компьютеров началась в конце 70-х годов. Это значит, что, в соответствии с теорией, мы подошли ко второй фазе роста, только мы в ее начале и потому ее не вполне замечаем. Движет этим ростом конвергенция информационных систем и телекоммуникаций, с которой мы сталкиваемся каждый день, беря в руки мобильный телефон. Проявления новой фазы роста нам уже заметны — это интеграция голоса и данных, широкополосный доступ и мобильный Интернет. За примерами проникновения в другие сектора экономики далеко ходить не нужно — это транспорт и медицина, электронная торговля и «умный дом». Пожалуй, наиболее яркий (и еще до конца не оцененный) пример глобального влияния новой инновационной волны — расшифровка генома человека, что позволит уже через несколько лет с легкостью диагностировать несколько тысяч заболеваний и даст толчок созданию новых лекарств против них. Другой яркий пример — впервые в мире создается глобальный рынок услуг: например, индийские клерки обрабатывают счета американских банков и страховых компаний, когда американцы спят, и сами ложатся спать, когда проснувшиеся американцы находят результаты их труда на своих рабочих столах.

На основании строгого научного анализа экономисты предлагают нам быть оптимистичными: нас ожидает не менее 15 лет непрерывного роста инноваций. Для большинства читателей нашего журнала это очень большой срок. Это значит, что нам предстоит прожить интересную жизнь. В последующих публикациях мы постараемся угадать, какие инновации сулит нам будущее. Оставайтесь с нами эти 15 лет.

(Опубликовано в журнале CHIP, №3/05)