ЮНОСТЬ ИТ-ДИРЕКТОРА

В конце февраля в Киеве состоялся первый съезд ИТ-директоров Украины. Более 150 человек, руководящих внедрением информационных технологий на крупнейших предприятиях страны, собрались обменяться опытом и обсудить общие проблемы. Проблемы действительно оказались общие.

Впервые мы обращались к теме ИТ-директоров в ноябре прошлого года, и сейчас возвращаемся к ней вновь, поскольку тема эта оказалась весьма злободневна. Вкратце напомним суть понятия ИТ-директора. Чтобы внедрение информационных технологий на предприятии было действительно эффективным, зачастую оказывается, что менять нужно слишком многое. Приходится перестраивать не только все информационные потоки предприятия (грубо говоря, кто какую информацию собирает, как обрабатывает и кому передает), но и традиционную технологию принятия решений. Приходится нередко преодолевать сопротивление не только рядового персонала (люди всегда сопротивляются переменам, уж так устроен человек, да еще перемены эти могут требовать от них дополнительных усилий, например, переобучения), но и руководителей предприятия, которым тоже неохота менять свои привычки и сложившийся стиль управления. В результате оказывается, что процесс информационной перестройки предприятия может никогда не закончиться. Чтобы все-таки получить результат, необходимым (но не достаточным!) условием внедрения ИТ является то, что процессом должен руководить человек, обладающий знаниями не только в области ИТ, но и в области менеджмента, имеющий достаточно широкий круг полномочий и участвующий в принятии решений желательно на уровне члена совета директоров. Таких руководителей на Западе принято называть CIO (chief information officer), у нас же закрепился термин ИТ-директор или директор по информационным системам.

В ноябрьском номере я писал: если найдется в стране хотя бы 500 человек, которые начнут обмениваться опытом и широко его распространять, дело пойдет. Оказалось, 150 человек уже есть. И лично меня это очень порадовало.

Порадовало и то, что проблемы у всех оказались общие. Зато их оказалось очень много. Начнем с того, что в стране нет сложившейся терминологии в области ИТ-систем. А как известно, проблема общения — это проблема языка, без единого языка общение невозможно. И обсуждения на съезде, когда под одним и тем же словом участники дискуссии понимали разные вещи, это хорошо показало. Следующая проблема — проблема методологии. Каждый ИТ-директор на своем предприятии самостоятельно ищет подходы к однотипным, по сути, проблемам. Возможно, через дорогу находится другое предприятие, где его собрат занят тем же самым. Далее, нет сложившихся подходов к работе с подрядчиками и консультантами. Наконец, нет современных государственных стандартов, без которых работать весьма тяжело. Да мало ли чего еще нет… В общем, ситуация примерно как в мореплавании до изобретения карт: если здесь сам однажды плавал, то примерно знаешь глубины, мели, течения и береговую линию; ну а если нет, положись на интуицию и удачу.

Ну хорошо, это все на крупных предприятиях, коих в стране пара тысяч. Наверняка у них найдутся деньги на хороших специалистов, на консультантов и обучение персонала. Ведь внедрение ИТ на крупном предприятии — это большие деньги, большие риски и большой выигрыш/проигрыш. Как правило, руководство и владельцы это понимают. Но ведь есть еще десятки тысяч средних предприятий, где и проблемы управления не так очевидны, и ИТ-подразделения как такового может не быть вовсе, и управленческий учет существует в зачаточном состоянии. Что делать всем им?

После ноябрьской статьи я получил и с удовольствием прочел массу писем с примерно одной и той же мыслью: «Да ведь это я как раз и есть ИТ-директор. Теперь я знаю, чем занимаюсь и куда двигаться». Была и другая пачка писем, примерно такого содержания: «Да какая же проблема в ИТ-директорах? Берите выпускника факультета экономкибернетики любого университета или политеха — и вот вам готовый ИТ-директор». Увы, это не так. Такой выпускник знает что-то (ну допустим, многое) о компьютерах и ИТ, о бухгалтерском учете и пусть даже об управленческом. Но что он знает о теории и практике менеджмента? Сможет ли он разобраться в информационных потоках предприятия, в сущности бизнес-процессов, скажем, машиностроительного завода или сети супермаркетов? Сможет ли разговаривать на одном языке с советом директоров? Убедить в чем-то акционеров?

Вопрос шире: а где у нас в стране готовят специалистов по управлению? На самом деле я знаю, где, но производство их в тысячу раз меньше потребности. Хотите знать почему — смотрите статью в январском номере про университеты.

Касту ИТ-директоров нужно тщательно и заботливо выращивать, если мы хотим, чтобы в стране была нормальная экономика. Давайте делать это вместе. Оранжерея находится по адресу: www.cio.org.ua.

(Опубликовано в журнале CHIP, №4/04)