ТЯЖЕЛЫЙ ВЗГЛЯД БОЛЬШОГО БРАТА

«Большой Брат смотрит на тебя», — такой ключевой фразой Дж. Оруэлл в своем знаменитом романе «1984» обозначал постоянную слежку тоталитарного государства за всеми гражданами, постоянное вмешательство в их частную жизнь и желание контролировать не только их поступки, но и мысли. Роман изобилует перлами, весьма понятными тем, кто успел пожить в советские времена. Чего стоит, например, «Министерство правды», ежедневно изменяющее историю в угоду сегодняшнему дню. Или понятие «мыслепреступления» — преступления, которое состоит в думании неправильных, запрещенных мыслей.

Конечно, нельзя сравнивать современную демократическую Украину с тоталитарными государствами типа сталинского СССР или гитлеровской Германии. Однако нельзя самонадеянно полагать, что с Большим Братом в нашей стране покончено — он смотрит на нас со страниц многих законопроектов, вынесенных на рассмотрение парламента этой осенью. Несмотря на наше тоталитарное прошлое (или вследствие этого), находятся люди, искренне (или корыстно) полагающие, что Большой Брат имеет право знать всё о каждом гражданине. Еще больше находится людей, которые пока просто над этим не задумываются. А зря.

Остановимся только на двух законопроектах, несущих на себе отпечатки пальцев Большого Брата, — на тех, которые в большей степени отвечают тематике нашего журнала: проект Закона «О телекоммуникациях» и проект Закона «Об информации персонального характера». Эти законопроекты, по идее, должны были бы двигать нас в будущее, к информационному обществу, — то есть содержать положения, опережающие время, и способствовать формированию будущих социальных отношений. Верно? Увы, мы пока еще на распутье.

Примет ли парламент проект Закона «О телекоммуникациях» в предложенной редакции, предусматривающей тотальную «прослушку» всех видов связи? Конституция явно запрещает такие вещи. Будем надеяться, что такие «мелочи» не пройдут через парламентские слушания незамеченными.

Примет ли парламент проект Закона «Об информации персонального характера» в предложенной редакции, предусматривающей, что любая информация персонального характера может собираться только с письменного разрешения соответствующего лица? Казалось бы, благая идея — защитить гражданина от вмешательства в его частную жизнь: от сбора информации о нем, от незаконного ее распространения, от спама, наконец.

Однако посмотрим, как эта идея реализована. Любая — значит, фирмам нельзя вести базы данных своих клиентов, врачам записывать данные о пациентах, а учителям — о школьниках, сайтам — вести подписку на новости, а вам, уважаемый читатель, нельзя вносить в записную книжку телефоны ваших знакомых. Ваша записная книжка делает вас преступником (до 5 лет лишения свободы) — вы же не сможете предъявить на суде письменные разрешения от всех ваших приятелей, и я не уверен, что вы сможете доказать «бытовые» мотивы сбора информации (для таких закон делает исключение). Более того, орудием вашего преступления может стать не только записная книжка, но и SIM-карточка вашего мобильного телефона — ведь и там есть информация персонального характера!

Однако можно, можно избежать суда и следствия, можно вести базы данных и записные книжки! Только дело это теперь лицензируется, и все массивы данных нужно регистрировать у специальных чиновников. Разумеется, с передачей им копии соответствующих данных. Каковую копию они, разумеется, могут далее использовать свободно и без всяких ограничений. Не кажется ли вам, что Большой Брат смотрит на вас?

Большой Брат хочет знать о вас всё, но ему не придется для этого напрягаться. Всё, что нужно, он узнает от ваших знакомых, от фирм, чьи товары вы покупаете, от вашей прачечной и автомастерской, от вашего врача и учителя ваших детей. Не говоря уже о конституционных гарантиях права на приватность (Статья 31), вспомним еще вот о чем: как показывает практика, любые базы данных госучреждений моментально появляются по доступным ценам на черном рынке.

Я практически уверен, что подобные перлы не пройдут через парламентские слушания. Все-таки прививка против тоталитаризма, имеющаяся у каждого из нас, достаточно сильна. Народные избранники — не исключение. Однако же сам факт, что такие предложения появляются в законопроектах, свидетельствует — мы еще на распутье. Мы еще не сделали окончательный выбор в пользу Свободы и Права.

Существует множество определений, что такое информационное общество. Можно было бы предложить еще одно, шуточное: информационное общество — это общество, в котором государство владеет всей информацией о каждом человеке. Но тем, кто станет жить в таком обществе, будет не до шуток. Когда нет четкого понимания Права и Свободы, когда нет четкого видения будущего, мы опять ощущаем спиной взгляд Большого Брата. Это взгляд из прошлого, которое мы с таким трудом оставили позади. Мы опять на распутье. Слава Богу, выбор пока еще есть.

(Опубликовано в журнале CHIP, №10/02)