БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

«Это не прусский солдат победил австрийского, это прусский учитель победил австрийского», — говаривал Бисмарк, имея в виду, что образование — первопричина всех успехов и неудач в жизни человека и общества, от богатства и бедности до военных побед и поражений. Так было всегда, но особенно сейчас, когда мир переходит к постиндустриальной эпохе — эпохе информации, знаний, интеллектуального труда.

Один из мифов, который приходится слышать чуть ли не ежедневно — что советская система образования была основой процветания СССР, а нынче, после распада Союза, с разрушением этой системы образования утеряны все надежды на достойное будущее для нашей страны.

Действительно ли это так? Не будем говорить о том, что основой «процветания» СССР были нефтедоллары, тоталитарное государство и неравномерность распределения благ между столицей и провинцией, городом и деревней. Большинство знает это уже давно, а те, кто не хочет этого знать, — с ними ничего не поделаешь. Поговорим о другом: социалистическая экономика всегда была экономикой «дешевого работника» (см. №10/99), «винтика системы». А самый простой способ получить дешевого работника — экономия на его образовании и повышении квалификации. Крах социалистической экономики во многом был вызван тем, что пришла новая эпоха — эпоха интеллектуального труда, к которой экономика дешевого работника не была готова. Школа и вуз штамповали работников индустриальной эпохи — одинаковых, насколько это возможно, и готовых к рутинному труду. По количеству инженеров и врачей на душу населения СССР, возможно, и занимал первое место в мире, — но какое место он занимал по качеству инженеров и врачей? Девальвация инженерного труда в результате перепроизводства инженеров — столь же частая тема для обсуждения, как и пресловутая советская медицина. Небольшое число действительно выдающихся школ будущего и элитных вузов — исключение, лишь подтверждающее правило. Все выдающиеся (и просто хорошие) педагоги советских времен добивались успеха не благодаря системе, а в борьбе с ней. Так, может, разрушение такой системы нужно приветствовать, а не лить по ней слезы?

Конечно, у советской системы образования были свои плюсы. Одним из важнейших называют разносторонность образования, его фундаментальность, в чем мы были значительно впереди Америки. Это, несомненно, очень здорово. Но помогло ли это нам? Смогла ли фундаментальность нашего образования и общая эрудиция наших выпускников помочь постсоветским странам стать технологическими лидерами ХХІ века? Нет, это случилось не с нами.

В чем же причина? Может быть, в том, что советская система подготовки работников индустриальной эры не могла научить человека учиться? Учиться всю жизнь. А именно это умение (ненужное в индустриальную эру) оказалось востребованным в эпоху перелома, в эпоху технологического рывка, когда знания устаревают с невероятной быстротой. И, как прусский учитель победил австрийского во времена Бисмарка, так и в наше время вперед вышли те страны, в которых система образования была наиболее приспособлена к эпохе больших перемен.

А мы все еще живем при старой, советской системе образования. Вот только парочка примеров. Наша система среднего образования только увеличивает «цифровой разрыв» между городом и деревней. Советский подход «в каждой деревне должна быть своя школа», как мы знаем, приводил и приводит к тому, что в таких школах есть всего пара учителей на все предметы, на все классы. Об их квалификации говорить не приходится, как и о техническом оснащении таких школ. А ведь, казалось бы, куда как лучше (да и дешевле) создать несколько полноценных школ на район и возить туда детей автобусами. Но прошлое держит нас.

Или возьмем Интернет. Интернет является не просто предметом изучения на уроке информатики, — он может помочь сегодня учителю и его ученикам в изучении любого предмета, от истории до математики, от изобразительного искусства до новомодной «валеологии». Но нет, многократно даримые сельским школам государством, отдельными политиками и благотворителями компьютерные классы очень редко имеют «тарелку» для доступа в Интернет. А какой может быть Интернет при дозвоне в райцентр по телефону, объяснять нет нужды. Но даже там, где есть компьютерные классы и бесплатный Интернет, он используется только на уроках информатики!

Будет ли выпускник средней школы подготовлен к жизни в новом веке? Возможно, хороший ученик сегодняшней школы знает все про устройство амебы и устройство галактики — но умеет ли он организовать свое время? Знает ли он, как устроено общество, в котором он живет, что представляют собой его экономика и культура? Сможет ли он найти свое место в этом обществе, задыхающемся от собственной сложности? Знает ли он, как искать новые знания? Умеет ли их воспринимать?

Тема образования необъятна. Мы еще к ней вернемся.

(Опубликовано в журнале CHIP, №8/02)