РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ

В своей книге «Just for fun. Рассказ нечаянного революционера» Линус Торвальдс, создатель LINUX, приводит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение. Всё, что создала природа и что изобрел человек, в истории человечества проходит через три этапа. Первый этап — когда это используется для выживания, второй этап — когда становится частью общественного уклада, третий — когда это используется для удовольствия. В качестве иллюстрации Линус приводит два крайних (я бы сказал, биологических) примера: секс и война. Будучи вначале средством выживания, они стали в средневековье (а может, и раньше) частью общественного уклада, а в наше время… С сексом всё понятно, а под использованием войны как развлечения понимаются самые разнообразные ее проявления: от компьютерных игр, военных маневров и пейнтбола и до патологической зависимости многих наших современников от телевизора, по которому показывают боевики и новости с театров военных действий.

Хитроумный создатель LINUX ставит своей целью показать, что любая технология, изобретенная человеком, также проходит эти три стадии: выживание, часть общественного уклада, удовольствие. Вся индустриализация сперва шла под знаком просто выживания или же выживания в лучших условиях. Сегодня те же вещи служат совсем другим целям. И надо ли объяснять взаимосвязь между автомобилем и социальным статусом его владельца? Автомобилем и миром развлечений? А телевидение превратилось из средства поддержания общественного уклада в средство развлечений буквально на наших глазах — с крахом Советского Союза.

Но наиболее характерно виден «Закон Линуса» на примерах, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Интернет, если вы не забыли, появился в недрах Министерства обороны США (задача выживания сетей связи в глобальной войне стояла тогда очень остро), а сегодня многочисленные слияния и поглощения корпораций в Америке уже привели к фактическому объединению индустрии Интернет и индустрии развлечений.

И уж совсем классическим примером веселой теории Линуса являются мобильные телефоны. Созданные вначале непосредственно для выживания (в суровых условиях скандинавской природы), мобильники быстро стали признаком социального статуса — а в постсоветских странах особенно! Тысячи анекдотов про новых русских не дадут нам забыть о том (весьма коротком, по историческим меркам) периоде, когда мобильный телефон еще не был доступен каждому студенту. Однако следующее превращение, переход на следующий этап происходит буквально на наших глазах. Калейдоскоп картинок и мелодий, SMS-игры и SMS-тотализатор, да мало ли еще чего появляется буквально каждый день — и всё ради удовольствия.

Выживание, социальный статус, удовольствие суть три стимула развития технологий. Компьютерные игры тоже начинали не с удовольствия. Дедушкой, так сказать, современных игр является военный симулятор, цель которого одна — сохранить жизнь пилота. Бабушкой — деловая экономическая игра, направленная на подготовку специалистов по выживанию экономики. Сегодня компьютерные игры, являясь любимым развлечением миллионов, сохраняют в себе и иные стимулы. Недавно смотрел кадры с национального чемпионата по компьютерным играм — сразу видно, что игра не только развлечение, но и борьба за социальный статус.

Игра сама по себе, как проявление человеческой натуры — это вообще невероятно сложная штука. Зародившись у первобытных людей как средство выживания (упражнения с оружием, общение с духами), она быстро стала средством установления социальных отношений (кто какое место в игре занимает?) и лишь в историческую эпоху стала связываться целиком и полностью с развлечением. Про сущность Игры (с большой буквы, не иначе) написано множество книг (рекомендую: Йохан Хейзинга “Homo Ludens”, т.е. человек играющий). Да что там игра — сама цивилизация возникает как способ совместного выживания, затем становится системой общественных отношений и, спустя сотни лет, механизмом генерации удовольствий. Но это уже совсем другая тема.

Парадоксальная теория Линуса, подтверждаемая многочисленными примерами, не дает никаких рекомендаций, никакой так называемой морали или «сухого остатка». Я рассказал ее вам потому, что мне она представилась занимательной — не для вашего выживания, но для вашего удовольствия. Однако нам в серьезном компьютерном журнале без «сухого остатка» никак нельзя. Итак: хотите заглянуть краешком глаза в будущее? Вот вам логическая игра на пляже под жарким солнышком. Представьте себе нечто, используемое сегодня для выживания или как элемент социального статуса. Представили? А теперь представьте, что это стало использоваться в основном для развлечений, для удовольствия. Если правильно угадаете, у вас есть еще шанс стать миллионером.

(Опубликовано в журнале CHIP, №7/02)