ERP-ЛОГИЯ, ERP-МАНИЯ, ERP-ФОБИЯ…

В начале 80-х в СССР было повальное увлечение большими АСУ. Социалистическая экономика на каждом шагу давала сбои. Но причину искали не в командно-административной системе и государственной собственности, а в том, что экономика ну просто очень велика и сложна. Никакому Госплану просчитать ее не под силу. Так мы возьмем супермощные компьютеры, заложим в них все цифры, и они нам выдадут план: что и как делать оптимальным образом. Разумеется, при этом все молча понимали: каждый прораб и каждый заводской мастер, не говоря уж о секретаре райкома, внесут в эти планы такие коррективы, что благая цель превратится в свою противоположность. Помните у М.М.Жванецкого про компьютер, который бронирует гостиничные номера? Кто ж отдаст дурному компьютеру все свои цветы и шоколадки? Вот и подправляют ему цифры и на входе, и на выходе.

Сегодня общепризнанно, что автоматизация нужна, полезна и, в принципе, неизбежна. Хотя прямую окупаемость практически нереально посчитать, но всем понятно: даже элементарное наведение порядка и структурирование информационных потоков способно дать предприятию очень многое. На украинском рынке имеется не менее двух десятков систем для предприятий различного масштаба и разных отраслей — от энергетики до розничной торговли. Почему же в одних случаях их внедрение идет успешно, а в других — оборачивается неудачей?

Разумеется, вопрос этот выходит за рамки колонки, но главная причина на виду. Сразу оговоримся: мы рассматриваем не автоматизацию бухгалтерии, которая прошла почти повсеместно (вы попробуйте при нашей налоговой системе обойтись без компьютера), а интегрированные системы управления предприятием (ERP, Enterprise Resource Planning), охватывающие планирование и управление производством, запасами, мощностями, закупками, сбытом, финансами, анализ и оперативное вмешательство, — т.е. практически все бизнес-процессы.

Как правило, ERP приходит на предприятие через отдел автоматизации (даже если поставщик систем отлавливает лично директора, затем директор вызовет начальника отдела автоматизации и будет считать внедрение системы его задачей). Как любая структура, отдел автоматизации живет своей жизнью и хочет жить долго, сохраняя свой бюджет и влияние. Оправдание существования любой структуры — в том, что она все время занята важным делом. При таком подходе директор считает ERP делом ИТ-специалистов, а они потихоньку работают в соответствии со своими (а не директора!) представлениями о том, как и зачем устроено предприятие. Система становится дорогой игрушкой, а процесс ее внедрения растягивается на годы.

Спросим директора о его целях: чего он ждет от ERP. Он скажет: хочу иметь полную картину того, что происходит на предприятии. Хочу планировать, прорабатывать варианты, анализировать и оперативно вмешиваться. Понятно, что задачи это управленческие, а не технологические. Информационная система — только средство, а цель и предмет обсуждения лежат за пределами информационных технологий.

Мы подошли к главной причине и успехов, и неудач. Внедрение ERP — это только на 20% информационные технологии, а на 80% — управленческая реформа, которая может быть осуществлена только руководством предприятия. Нельзя допустить, чтоб директор думал, что ERP — это технологическая штука. Руководство предприятия и, что также очень важно, менеджмент среднего звена должны непосредственно участвовать во внедрении ERP на всех этапах: от постановки задачи, выбора системы, определения критериев будущего успеха или неудачи — до оценки результата. Кроме того, внедрение ERP — это множество проблем с обучением сотрудников, дополнительными нагрузками, перераспределением влияния. Чтобы бороться с теми, кто не умеет и не хочет, кто противостоит прозрачности и управленческой реформе — нужна власть, нужна новая система мотивации сотрудников. Короче, нужен директор.

Успех может быть только там, где директор хочет сделать бизнес-процессы прозрачными (ха, это в нашей-то стране!) и эффективными. Там, где есть заинтересованный собственник — ведь собственник всегда хочет знать, что его собственность используется эффективно, что на предприятии не воруют и отчеты не врут. Согласно недавнему исследованию российского журнала «Эксперт», если раньше внедрение ERP шло в основном на сверхприбыльных предприятиях, сейчас картина изменилась — ведь передел собственности в России в основном завершен во всех отраслях.

Почему же пока отрицательного опыта больше, чем положительного? Нередко виной руководство предприятия: оно не может или не хочет управлять эффективно (вспоминаются слова одного приятеля: «мы работаем неэффективно, потому что эффективно работающим предприятием наш директор не смог бы руководить»). Но очень часто причина в том, что руководство и отдел автоматизации говорят на разных языках (см. «Как убедить начальника», №12/99). И вот тут для ИТ-специалистов открываются большие возможности для личного развития и профессионального роста. Желаю успехов!

(Опубликовано в журнале CHIP, №9/01)