ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ

Кто из нас не стоял в душных коридорах какой-нибудь государственной конторы в ожидании своей очереди, чтобы получить какую-то справку или же какую-то справку сдать (полученную перед этим в таком же окошечке в другом душном коридоре)? Каждый из нас хоть раз задумывался о безобразной нелогичности и неэффективности этого процесса, и, наверное, многим приходила в голову мысль: вот эту справку можно ведь было бы получить через Интернет, а за это время мы бы сделали что-то полезное для себя, для семьи или, может даже, для страны. Да и сидящий в окошечке замученный и побитый жизнью мелкий чиновник (а чаще чиновница), наверное, сохранил бы остатки нервной системы.

Действительно, говоря о развитии электронной коммерции, о том, что к онлайновой торговле и онлайновым услугам переходит все больше компаний, мы как-то забываем, что крупнейшим поставщиком услуг для граждан и предприятий является государство. С либеральной точки зрения, государство — это некая большая контора, которой мы платим (налоги) за комплекс необходимых услуг в области безопасности и общественного порядка, образования, здравоохранения и т.п. Почему бы тогда государству не показать пример и не перейти к предоставлению услуг через Интернет?

На самом деле, все больше местных, а порой и центральных органов власти в разных странах предоставляет услуги своим гражданам через Сеть. Небольшой город-государство Сингапур в этом отношении является пилотным проектом для всего мира — там в государственный портал eCitizen Centre перенесено практически все общение граждан с властями. Государственные закупки, регистрация автотранспорта, военные сборы, всевозможные платежи, образование и поиск работы, заполнение всяческих заявлений и получение разнообразных справок, пенсии и страховки, медицина и жилье — все эти вопросы быстрее и проще решить через Интернет. Это называется «электронное правительство» — так переводится на русский язык модное слово e-government, хотя более адекватным переводом, наверное, было бы «электронные услуги государственных учреждений». Перечень таких услуг поистине необозрим.

Почему же внедрение «электронных правительств» идет так медленно? Во-первых, госучреждения по самой своей природе являются монополистами — а, следовательно, не заинтересованы в изменениях, им не грозят более расторопные конкуренты, да и сотрудники их вряд ли будут вознаграждены за усилия по внедрению новых технологий. Во-вторых, у проблемы монополизма есть и обратная сторона: государство не выбирает себе клиентов, его услуги должны быть доступны для всех, причем более других в них нуждаются малоимущие и престарелые, а доступ в Интернет имеют даже в развитых странах далеко не все, у нас же — не более 1%. Третья проблема — проблема безопасности. Никто не знает о своих гражданах столько, сколько знает государство, и утечка этих данных может быть опасней, чем утечка информации из банка или медицинского учреждения.

В чем же тогда стимул внедрения «электронных правительств»? Во-первых, конечно же, в сокращении расходов, которое несет с собой Интернет. Если крупные компании могут с помощью электронной коммерции экономить на закупках до 20%, почему этого не может делать государство — один из крупнейших покупателей товаров и услуг? Если можно в 4 раза снижать издержки на обслуживание клиентов, почему и государству не сэкономить?

Другой стимул — повсеместное распространение либеральных взглядов на отношения государства и общества. Привыкая ко все более качественному обслуживанию в магазинах, банках и других заведениях, граждане задают справедливый вопрос: почему нельзя обеспечить такой же порядок и прозрачность в жэках и ГАИ? Изменение отношения граждан к правительству, которое несет с собой развитие информационного общества, заставляет правительства шевелиться. А конкуренция все-таки есть — это конкуренция между странами за лучшие условия жизни и работы. Кроме того, деятельность по созданию «электронного правительства» может иметь эффект катализатора для новой экономики в целом.

Конечно, для реализации этих программ нужна большая политическая воля — ведь основные проблемы, конечно же, не технические, а организационные и даже политические. Электронное правительство может выявить неэффективность власти и привести к сокращению числа чиновников. Именно поэтому, например, амбициозными британскими программами руководит группа высших чиновников, возглавляемая специальным чиновником с весьма широкими полномочиями и громким названием «электронный посланник» (e-envoy).

Но, несмотря на необходимость централизации усилий разных ведомств, любое электронное правительство начинается с переноса в Интернет операций одного небольшого отдела или учреждения, нередко — с местных органов власти, так как именно они ближе всего гражданам. (Кстати, по оценке компании Oracle, затраты на создание городского портала интегрированных услуг сравнимы со стоимостью 1 км автострады.) В общем, как обычно, все начинается с малых дел.

(Опубликовано в журнале CHIP, №6/01)