АРХИПЕЛАГ ИНТЕРНЕТ

С Новым годом, дорогие коллеги! В новом году мы с вами продолжим обсуждать, как изменится в будущем наш дом и рабочее место, чему учиться и что должно произойти с высшим образованием, где для нас место в мире, как убедить начальника внедрять информационные технологии и что делать в Интернет. Но сначала нужно поставить точку в теме «Государство и Интернет» (№10/2000). За минувшие месяцы страсти немного поутихли, но это не снимает необходимости понять, что будет дальше и что делать нам.

Одним из классических документов либеральной Интернет-мысли является Декларация независимости Киберпространства, написанная Джоном Перри Барлоу. Основная ее идея даже не либеральная, а анархическая: в Интернет-сообществе уже сложились сами собой определенные нормы и правила, обычаи и стиль отношений. Поэтому ничего не нужно трогать, все само собой образуется. «Правительства, оставьте нас в покое, мы не приглашали вас!» — вот стиль Декларации. Однако это в декларации, а в реальной жизни анархистов и либералов вокруг нас не так много.

Дело в том, что сетевые обычаи сложились в достаточно узком кругу интеллектуальной элиты. Здесь были свои отношения, свой стиль, свои манеры и нормы поведения. Эти нормы и стиль были перенесены и в Интернет. Пока Интернет рос медленно и в основном внутри этой среды, проблем не было: новые пользователи в основном рекрутировались из тех же социальных групп. Но узкие рамки элиты оказались тесны для Интернет: он вбирает сегодня представителей самых разных слоев общества и, несомненно, скоро станет по своей структуре таким же, как и общество в целом.

Для иллюстрации могу привести простой пример. В начале 90-х годов, когда только начались рыночные отношения, бытовало высказывание: «Это не рынок, это базар!» Ведь рыночные отношения принесли с собой не только рост благосостояния и личной свободы, новые экономические возможности, но также закон джунглей и право сильнейшего, обман и насилие, фальсификации и мошенничество. А что же вы хотели, прекраснодушные кухонные либералы? Ведь в рынок вступили не только вы сами — с вами вместе люмпены и бандиты, профессиональные бойцы за денежные знаки и опустившиеся алкоголики, матерые комсомольские вожаки и заводские работяги. В рынок вступило все общество, и рынок стал похож на все общество.

Итак, Интернет-сообщество по своей структуре постепенно приближается к обществу в целом. Поэтому возможности саморегулирования скоро исчерпаются — нужны установленные правила игры, способные защитить покой и имущество людей, их душевное и физическое здоровье, их детей и неприкосновенность частной жизни, а также фирмы и другие сообщества людей. Угроз в виртуальном пространстве не меньше, чем в реальном: мошенничества и фальсификации, кражи (например, денег или персональных данных) и насилие над личностью, ограничение личной свободы и давление со стороны компаний-монополистов, да и просто угроза жизни (например, от проданного через виртуальную аптеку нелицензированного медицинского препарата). Решение таких задач люди обычно возлагают на государство — на то самое государство, от которого порой так хотят быть независимыми.

Кстати, тем, кто считает, что Интернет всегда был независим от государств и транснациональных компаний (квази-государств новой экономики), неплохо помнить, на деньги какого ведомства он вначале был создан, а также посмотреть раздел «О программе» своего веб-браузера.

Конечно, мы с вами не сможем повлиять на государство: оно себе занимается своими делами и нас не слушает, а про нас вспоминает только тогда, когда ему нужны деньги или солдаты. Но ведь законы закрепляют те правила игры, которые сложились и без них, — если по этим стихийно сложившимся законам живет общество. Законы формируются снизу — ежедневной практикой людей. И здесь мы можем многое. Перенося в Интернет как можно больше норм и правил из нашей реальной жизни — правил хорошего тона и честного бизнеса, отношения к себе и людям, — мы снизу формируем эти законы.

Работая в Сети, мы создаем вокруг себя островки живого общения и доверия — или недоверия и угрозы. Делая бизнес в Сети, мы создаем островки качества и нормального сервиса — или джунглей дикого рынка, где главное схватить побольше и убежать подальше. Островки растут и соединяются, и от нас самих зависит, какой архипелаг получится.

Если бы это была общественно-политическая газета, я бы написал: «позвони своему депутату и скажи ему, что он должен делать». Но это компьютерный журнал, и поэтому я скажу: «ты — представитель элиты общества; напиши свои законы сам и поделись ими с теми, кто рядом с тобой».

(Опубликовано в журнале CHIP, №1/01)