ПРОЛЬЕТСЯ ЛИ НАД НАМИ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ?

"Ту-ти-ту-ту" — это не модная мелодия. Это новый русский в лондонской гостинице просит два чая во второй номер.

Минувшая осень ознаменовалась невиданным расцветом инвестиционной активности в украинском сегменте Интернет. Прошло более двух десятков конференций, посвященных бизнесу и инвестициям в Интернет; вышла целая пачка спецвыпусков журналов и газет; сотни людей, затаив дыхание, слушают откровения заезжих и доморощенных гуру; все принялись срочно учить модные заклинания типа "би-ту-би" и "би-ту-си". Кулуары полны разговорами о сотнях тысяч или даже миллионах долларов, которые кто-то кому-то дал уже вроде бы. Или не дал, но собирается дать в ближайшее время. Или не собирается, но серьезно рассматривает такую возможность. (Необходимо оговориться, что речь идет не о сервис-провайдерах, — этот бизнес, очевидно, живуч и давно стоит в ряду других high-tech бизнесов, — а о контенте и электронном бизнесе.) Инвестиционный ажиотаж по отношению к Интернет-бизнесу, схлынувший еще весной за океаном, как раз запоздало добрался до наших берегов.

Такие разговоры порождают надежды. Тысячи пылких юношей и девушек, склепавшие свои сайты в свободное от работы время, охвачены надеждой на золотой дождь. Вот-вот он прольется над нами, и лужицы его, собранные в наши ладони, станут достойным отражением наших талантов. Начнется новая жизнь. Говорят, недавно дождь пролился по соседству — вычерпывали кастрюлями, какие там чайные ложки!

Если суммировать все цифры якобы сделанных (или предстоящих, ну буквально завтра) инвестиций, получится, что в инвестиционном плане украинский Интернет скоро догонит нашу пищевую промышленность. Однако если выйти из конференц-залов на свежий воздух, успехи Интернет-бизнеса в стране становятся не так очевидны.

В том-то и дело, что разговоры о деньгах и деньги — вещи сугубо разные. Как запах пищи не может насытить голодного, так и звон монет (в отличие от самих монет) не может дать новый толчок развитию бизнеса. Бизнеса вообще и Интернет-бизнеса в частности. А монет-то нам как раз и не дают. Живьем денег пока никто не видел (за очень небольшим исключением, причем это как раз то исключение, которое подтверждает правило). Сетуют на коварство инвесторов, на политическую ситуацию и инвестиционный климат, но причина-то в другом: наши доморощенные Интернет-бизнесы, в большинстве, являются чем угодно, но только не бизнесами. А деньги дают только бизнесам — не сайтам.

Нет инвестиционного бума и в российском сегменте Интернет. Только там, по сравнению с нами, разговоры о больших на порядок суммах денег (т.е. звон монет существенно громче, а сами монеты, как и у нас, остаются в кошельке инвестора). Ведь страна у них больше и богаче (потому и звон слышнее), а подходы к бизнесу у нас с ними примерно одинаковые. Как и у нас, Интернет-сайтов у них много, а Интернет-бизнесов — мало.

Конечно, есть и исключения. И в России, и у нас. Настоящие Интернет-бизнесы уже имеют инвесторов или стратегических партнеров. Осталось понять, в чем же разница между Интернет-сайтом и Интернет-бизнесом?

Разница в подходах. Во-первых, Интернет-бизнес может четко ответить на вопросы: кто его клиенты, какие услуги он им предоставляет, почему и за сколько они будут эти услуги покупать, как донести информацию до клиентов и как организовать их обслуживание, сколько нужно тратить и сколько можно зарабатывать и т.д. Во-вторых, владельцы Интернет-бизнеса хорошо знают и трезво оценивают его реальную стоимость: они не заикаются о миллионах, а знают, сколько уже вложили, сколько зарабатывают и сколько можно будет заработать вместе с инвестором. В-третьих, они понимают, что небольшой кусочек большого пирога может оказаться во много крат крупнее микроскопического пирожка, но своего целиком. Наконец, Интернет-бизнес — это, в первую очередь, бизнес: со своими законами, описанными в толстых книжках со словами "Менеджмент", "Маркетинг", "Логистика", "Экономика", "Учет". Это не бизнес в Интернет, это бизнес с помощью Интернет, что позволяет снизить расходы и реализовать невероятно эффективные приемы ведения дел.

Неудивительно, что наиболее успешные Интернет-компании в Украине создают иностранцы. Не потому, что они ближе к заморским деньгам, — а потому, что вышеперечисленные принципы, в отличие от нас с вами, они учили в своих университетах. Потому что жили в среде, где эти принципы понятны каждому. Вот созданием такой среды и изучением этих принципов (хотя бы и на примере вышеупомянутых Интернет-компаний) нам с вами следует озаботиться в первую очередь.

Украинскому Интернет сегодня нужны не столько гениальные идеи, сколько грамотная и аккуратная реализация тех бизнес-моделей, которые реализованы в других странах. Тогда и почва для гениальных идей будет создана. И заморские доллары будут чаще падать с неба. Так что за парту, господа. Учиться, учиться и учиться — этот завет, произнесенный впервые в годы, предшествовавшие индустриализации, сегодня остается весьма актуален, несмотря на перипетии со светлым образом его бессмертного автора.

(Опубликовано в журнале CHIP, №12/2000)