ДВЕРЬ В ЗАВТРА

“Хочешь ли ты продолжать продавать сладкую водичку,
или ты хочешь получить шанс изменить мир?”

Приписывается Стиву Джобсу,
когда он уговаривал Джона Скалли
перейти из Pepsi в Apple в 1983 году

В предыдущих колонках мы много говорили о том, что изменилось в нашем мире благодаря информационным технологиям. Начиная с этого номера, несколько публикаций мы посвятим тому, чему еще предстоит измениться. Попытаемся заглянуть в будущее и увидеть там… нет, не технические достижения — мало кто из футурологов сможет переплюнуть корпорации “технологического прорыва” в деле предсказания технических новшеств. Действительность превосходит самые смелые ожидания. Поэтому мы постараемся увидеть не устройства и приборы будущего — а человека будущего и его общество. Сегодня наша тема — профессии будущего.

В экономике будущего на первый план выходит то, что у нас по старинке называют “непроизводственной сферой” (в советские годы надлежало эти слова выговаривать с легким презрением) — образование, культура, наука, массовая информация. Превосходство страны будет обеспечиваться именно этим, а не большим количеством выплавленной стали или добытой нефти. Должен огорчить представителей пролетариата (бывшего гегемона): уважение к их труду при переходе от индустриального общества к информационному упадет. На первый план в новой экономике выходят люди, способные творить. Не только художники и поэты — но также изобретатели и журналисты, ученые-открыватели (не составители рефератов!) и программисты, маркетологи и дизайнеры, и среди них обязательно предприниматели-творцы: разработчики новых бизнес-идей, создатели творческих решений в менеджменте и маркетинге, организаторы новых бизнес-процессов и организаторы труда других творцов. О творчестве и рутине, о роли компьютера в них мы поговорим подробнее в следующий раз.

Рядом с творцами в новой экономике стоят те, кто способен транслировать — транслировать новую культуру и экономику новым поколениям, людям из других стран и друг другу. Учителя и телевизионщики, переводчики и журналисты (в том числе онлайновые), издатели и продюсеры, бизнес-консультанты и еще раз Учителя. Как тут не вспомнить братьев Стругацких, неоднократно подчеркивавших, что профессия Учителя в будущем станет одной из самых распространенных и уважаемых. Ценность учительского труда была поднята на невиданную высоту многими цивилизациями. Самураи не платили денег учителям, — ибо деньги это эквивалент, а никакими деньгами нельзя измерить то, что дает учитель: знания, культуру. Самураи дарили учителям дары, чтобы эти великие люди ни в чем не нуждались. А почему не платят учителям в нашей стране?

Рядом с творцами и трансляторами стоят те, кто способен сохранить — идеи и информацию, деньги и здоровье, душевные силы и общественное спокойствие, природу и жизнь. Врачи и юристы, священники и полицейские, экологи и пожарные, финансисты и библиотекари. Последней профессии предстоит пережить второе рождение. Ведь с накоплением информации все острее стоит проблема поиска — поиска нужной крупицы в информационном океане. Как всегда, когда есть проблема, — не обойтись без профессионалов. Библиотекари будущего (может, изобретут другое слово?) будут специалистами именно в области такого поиска.

Творцы, трансляторы, хранители — фигуры первого плана. Кто же отходит на второй план? Те, кто тиражирует — в том числе и промышленные рабочие (сто пятьдесят деталей в день, и все одинаковые). Тиражировать должен компьютер — он не устает, у него не бывает депрессии от рутинного труда, да и детальки более одинаковые получаются. Те, кто продает, — технологии продажи сильно изменяются, это видно уже сегодня, а завтра изменятся еще больше. Конечно, какое-то количество продавцов останется — но это будут продавцы-консультанты, то есть люди все-таки в основном творческого труда. Их задача будет состоять в том, чтобы понять проблему покупателя и найти ей решение. Либо найти к покупателю “человеческий подход” — то есть помочь ему справиться с собственной проблемой выбора.

Ну и, конечно, в новой экономике нет места тем, кто сегодня просто перекладывает бумажки, — ведь нечего будет перекладывать.

Если ваши дети подрастают, задумайтесь о том, кем им быть. Не стремитесь, чтобы ваш ребенок овладел профессией будущего, — ведь это профессия будущего, а будущее еще не наступило, — значит, такой профессии нигде нет, и этому нигде не учат. Но научите ребенка творить, передавать другим и сохранять. Научите его учиться — тогда он овладеет профессией будущего сам, когда наступит будущее. А может, еще и вас попробует научить (со словами “эти предки абсолютно безнадежны”). Но главное — научите ребенка творить. Ему уже пятнадцать? Вы опоздали на пятнадцать лет (перефразируя доктора Спока). Начните раньше. Творчество будет цениться выше всего — не верите, так проверьте сами. Ждать недолго — всего одно поколение.

(Опубликовано в журнале CHIP, №8/2000)