ВЕЛИКИЕ ИГРУШКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Интернет-эйфория охватила весь мир. Растут невиданными темпами число пользователей, число веб-сайтов, объемы покупок через Сеть. Еще быстрее растут курсы акций Интернет-компаний. Даже у нас, в нашем захолустье (вспомните наши три евро на душу населения; а кто не помнит — см. сентябрьский номер за прошлый год или же выгляните за окно на улицу) что-то происходит. Новые сайты растут как грибы. Провайдеры рапортуют об удвоении числа клиентов. Интернет-магазины открываются чуть ли не чаще, чем обычные. Ежемесячно местные и заезжие гуру с трибуны конференций рассказывают, как делать деньги в Интернет. И даже какие-то инвесторы вкладывают какие-то деньги куда-то. Ну, просто бум какой-то. Отдаленные выбросы всемирной эйфории накрыли и нашу Родину.

Каждый, кто не умеет гулять по Сети, считается необразованным. Каждый пятый хоть раз (из простого любопытства) совершил покупку в Интернет-магазине. Сотни подростков ходят в Интернет-кафе. Множество бородатых дядек разбирается в устройстве скриптов и апплетов — а вдруг пригодится. Слова "Yahoo!" и "Amazon" у всех на устах. Каждый журнал не меньше третьей части отводит Сети. За каждым поворотом курса акций Интернет-компаний с замиранием сердца следит вся страна. И даже дети знают, кто такой Артемий Лебедев.

Разумеется, все это потому, что Интернет — невиданное изобретение человечества. Интернет все изменил в нашей жизни: и политику, и культуру, и экономику. С ним мы связываем ожидание огромных перемен в жизни человечества. Никогда еще не было такого, как Интернет.

Так ли уж не было? Может, мы просто не помним? Может, за давностью лет стерлась память о чем-то похожем? Может, полистать старые журналы и расспросить деда?

Смею утверждать: Интернет не одинок на вершине человеческого гения. Интернет — это одна из великих игрушек человечества. Да, великих, — но все же игрушек. Таких игрушек было много в человеческой истории, но мы их просто не помним. Впрочем, нет. Те, кому за тридцать, помнят предыдущую. Имя предыдущей великой игрушки человечества — космос.

Вспомним, как это было.

Каждый, кто не знает звездного неба, считается необразованным. Каждый пятый хоть раз (из простого любопытства) покрутился на центрифуге. Сотни подростков ходят в кружки юных космонавтов. Множество бородатых дядек разбирается в устройстве ракет и спускаемых аппаратов — а вдруг пригодится. Слова "луноход" и "Apollon" у всех на устах. Каждый журнал не меньше третьей части отводит космосу. За каждым новым запуском с замиранием сердца следит вся страна. И даже дети знают, кто такая Валентина Терешкова.

Разумеется, все это потому, что космос — великое открытие человечества. Космические исследования все изменили в нашей жизни: и политику, и культуру, и экономику. С космосом мы связывали ожидание огромных перемен в жизни человечества.

Все великие игрушки человечества чем-то похожи. Точнее, человечество эпохи одной великой игрушки очень похоже на человечество эпохи другой великой игрушки.

Вспомните, как мы мечтали о будущем. О городах на Луне и освоении Марса. Об огромных солнечных батареях и орбитальных заводах. Как мы хотели быть первыми или хотя бы не отставать от других. Так мы мечтаем сейчас о будущем Великой Сети и о нашем месте в нем.

А кто интересуется космосом сейчас, кроме специалистов? Кто помнит, сколько сейчас, в эту минуту, находится человек на орбите? Кто скажет, как звали очередного недавно улетевшего космонавта? Никто просто не обратил внимания.

И дело вовсе не в том, что космос не оправдал возложенных на него великих надежд. Просто время этой великой игрушки человечества прошло. Космосом заниматься не перестали — он просто стал “рабочей лошадкой”: научные эксперименты, всепланетная связь, телевидение, шпионаж, метеорология. И дело это прибыльное — для тех профессионалов, кто этим занимается.

Космос — не первая великая игрушка человечества. Есть примеры и более отдаленные: крестовые походы, великие географические открытия. Были и другие. Попробуйте, например, переформулировать абзац, набранный курсивом, для эпохи великих географических открытий.

В каждую эпоху человечеству нужна великая игрушка, чтобы выплеснуть свою пассионарность. Эпоха проходит, и игрушка становится будничным делом, “рабочей лошадкой”. На смену ей приходит другая.

Что из этого следует? Что Интернет-эйфория продлится еще лет десять-пятнадцать. Затем Интернет просто станет одной из отраслей мировой экономики (возможно, самой богатой, а может быть, и нет). А человечество изобретет себе новую игрушку. Развитие Интернет в мире сейчас — на самом пике: стадия перегрева. У нас в Украине — пока на начальной стадии. Обидно будет, если мировой перегрев закончится раньше, чем у нас начнется наш собственный. Тогда мы очень многое потеряем. И, возможно, уже не наверстаем никогда. Важно успеть сделать нашу Сеть полезной и необходимой для наших соотечественников, извлечь из этой великой игрушки все возможное раньше, чем закончится мировой перегрев.

А то ведь в мире полно стран, которые так и не стали космическими державами. И уже не станут.

(Опубликовано в журнале CHIP, №5/2000)