ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В НОВОМ ГОДУ

С Новым годом, дорогие коллеги! Желаю вам в 2000 году интересной работы с достойным заработком и возможностью творческой самореализации. Давайте вместе по мере сил тянуть нашу страну в XXI век — век информационных технологий. Надеюсь, что тираж журнала “ЧИП” в новом году существенно вырос и у этой колонки появится много новых читателей. Для тех, кто видит ее впервые — два слова для знакомства. В этой колонке мы пытаемся вместе разобраться в проблемах взаимоотношений человека, компьютера и общества. В минувшем году мы писали о брендах и оффшорном программировании, интернетомании и интернетофобии, эникейщиках и безработице, предсказании будущего и похоронах социализма, о технологической элите и о том, как убедить начальника внедрять новые технологии. Сегодня мы опять поговорим об Интернет в Украине.

Почему опять про Интернет? Потому что, по моему мнению, Интернет — не просто новая среда для общения, бизнеса и развлечений. В нашей стране Интернет — это шанс. Шанс вырваться за пределы привычного круга представлений о своих возможностях, шанс “сделать себя” для множества людей и шанс разрушить закоснелую социальную структуру для всех нас. Шанс сделать компьютеры неотъемлемой частью нашей жизни и повысить информационную культуру до уровня наций, строящих сегодня информационное общество.

Развитие Интернет и упрощение доступа к нему (вспомните, например, сколько провайдеров в прошлом году начало работать с карточками — новый огромный рынок возник буквально за полгода), возможности бесплатного получения почтовых ящиков и размещения собственных ресурсов в Сети породили огромную — несколько тысяч человек — армию энтузиастов. Ежедневно создаются сотни домашних страничек, ежемесячно возникают какие-нибудь новые грандиозные проекты. Возникает, по сути, новая культура, новое сообщество. Что важно, для приобщения к этой культуре необязательно жить в столице (в истории культуры вообще такое встречается впервые!). Вполне возможно, никто не знает, где вы живете и как выглядите (известная шутка: “в Сети никто не догадывается, что на самом деле вы — лягушка”), но сотни людей посещают ваши странички, переписываются с вами, полемизируют на различных форумах. Возникает некая эйфория: мы известные люди! нас все знают! мы все можем!

Однако в любом деле не обходится без перекосов. Многие деятели нашей Сети, обладающие практически неограниченным доступом и массой свободного времени, в своей деятельности ориентируются на таких же, как они, людей — с неограниченным доступом и массой свободного времени. Они строят нашу Сеть — и они же в основном ею и пользуются. На них же она, получается, и рассчитана. Замкнутый круг.

Наша Сеть только тогда станет шансом для нас всех вместе (и для многих из нас в отдельности), когда ежедневные походы в Сеть станут массовым явлением. А для этого должна быть веская причина для таких походов: ведь даже при бесплатном доступе за прогулки по Сети надо платить — своим временем, отказом от других дел или развлечений. Сегодня же многим нашим согражданам делать в Сети попросту нечего. Они лучше телевизор посмотрят или по телефону поболтают (а ведь стоимость хорошего телевизора ненамного отличается от стоимости компьютера, а стоимость телефонной болтовни такова же, как и стоимость передачи данных).

Массовое хождение в Сеть начинается там и тогда, где и когда возникает огромное число ресурсов, полезных и интересных для разных людей. Подчеркиваю: именно для разных людей. Для любителей пива и любителей животных, для любителей старины и любителей модерна, для финансистов и огородников, для торговцев автомобилями и покупателей автомобилей, для поклонников большого тенниса и поклонников стоклеточных шашек. Про Владимира Высоцкого и про Майкла Джексона, про Леонардо да Винчи и про Иосифа Сталина, про Ирину Билык и про генерала Шарля де Голля. О запорожских казаках и японских самураях, о французских импрессионистах и египетских фараонах. Да мало ли еще о чем: выйдите на книжный рынок, посмотрите, какие книги пользуются спросом. Каждый, кто в свободное от работы время чем-то увлекается или любит про что-то почитать, может сделать сайт про это самое. Это намного труднее, чем сделать домашнюю страничку про себя, любимого. Но намного почетней и весомей. Такую страничку будут смотреть с удовольствием или негодованием, но будут смотреть. И необязательно постичь высоты веб-дизайна, быть великим художником или программистом. Можно обойтись без красочной графики, JavaScript и Flash. Массовое хождение в Сеть возможно только за контентом, то есть за информацией: свежей, или редкой, или оригинальной, или всеобъемлющей.

Так что для многих молодых людей есть точка приложения усилий. Я не Дейл Карнеги и не Наполеон Хилл, поэтому я не скажу вам, что вы станете богаты и знамениты. Но вы сделаете шаг в этом направлении. А может даже, много-много шагов. Нужно только постоянно спрашивать себя: что нужно людям? Может быть, я могу это сделать? Кто-то из великих сказал: “Просто делайте то, что нужно людям. Если у вас будет хорошо получаться, они это оценят”.

(Опубликовано в журнале CHIP, №1/99)